Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ПРАЗДНИК КЕРЕТКУНА
Отмечался он приморскими жителями — чукчами и эскимосами и имел такое же значение, как обряд Благодарения, но содержал просьбы и пожелания. Кереткун, по Тану-Богоразу, это имя духа, которому высказывают пожелания и просьбы. Этот дух — главное действующее лицо в обряде. Когда раньше совершали обряд, ставили несколько жирников, а над ними подвешивали котел, в котором варили пищу. Около жирников разжигали небольшой костер. Он служил местом преподнесения обрядовой нищи. Одним из важнейших предметов оформления жилищаяранги была сеть Кереткуна.
Наиболее яркие моменты ритуальных действий соединяют, придают им идейную и эстетическую направленность с учетом требований обрядности и вводят в композицию современного профессионального праздника — Дня рыбака.


При оформлении праздника желательно на высоком месте поставить полуярангу, а также использовать сеть Кереткуна, описание которой дано выше. Но, конечно, при раскрашивании изображений птиц и весел используют теперь обычную красную краску. Весла и бусины можно сделать крупнее. Деревянная чайка, прикрепленная к шесту, установленному в дымовом отверстии полуяранги, должна быть также достаточно крупного размера и покрашена в белый цвет.
Все остальное оформление должно соответствовать содержанию праздника.
До начала торжества можно организовать конкурс «Славная хозяйка», когда участницы могут продемонстрировать свое мастерство в приготовлении национальных блюд. Победительнице предоставляется почетное право угостить приглашенных гостей.
...Звучат национальные мелодии. Все собравшиеся с нетерпением ждут на праздник рыбаков. Вот на горизонте показались вельботы (моторные лодки). Место их сбора должно быть обусловлено заранее — на одной из ближайших к селу рыбалок, откуда и организуется выезд к месту празднества.
Собравшиеся приветствуют тружеников моря — мужественных и сильных духом людей.


Желательно, чтобы рыбаки были в традиционной национальной одежде, с эмблемой, укрепленной на определенном месте. В качестве примера предлагаем описание В. Г. Кузнецовой старинного амулета, используемого в ритуалах, связанных с рыболовным промыслом: «...Амулет делали из кусочка (1,5x5 см) выделанной нерпичьей кожи, окрашенной ольховой корой в красный цвет. Из этого кусочка потом вырезали фигурки, напоминавшие рыбу: изображали голову и туловище с хвостом, а по бокам вырезали узоры, символизирующие плавники, на голове прокалывали дырочки — «глаза».
Представители рыболовецких бригад, звеньев несут атрибуты — макеты лодок. Обычно это один из лучших бригадиров, а также самый молодой член рыбацкого коллектива. Лучшей рыбачке предоставляется право зажечь самый большой жирник под сетью Кереткуна. Неподалеку разжигают и небольшой костер.
Одновременно устанавливают нарту, один из бригадиров привязывает к ней весло и опускает рядом с нартой макет лодки. Другой макет лодки ставят возле костра.
Итак, к открытию праздника все готово.


После торжественной части победительница конкурса «Славная хозяйка» приглашает всех на традиционное чаепитие.
В ходе праздника можно организовать спортивные соревнования, описанные в обряде Ытвыльыт (гребцы), а также состязания по гребле на вельботах, другие игры и викторины, связанные с рыболовством.


Моменты обряда Копрааматгыргын (Кормление сети) предлагается использовать таким образом. Звучит национальная музыка, вперед выходят бригадиры со свернутой сетью. Подойдя к костру, они ее разворачивают наполовину. Следом подходят женщины. На деревянных подносах они несут рыбные блюда и раскладывают их на сети в определенном порядке: ближе к свернутой сети— блюдо из рыбьих голов, к середине — блюдо с мякотью и в конце — блюдо, приготовленное из хвостовой части рыбы. Раскладывают и другое угощение, подают чай.


Бригадир приглашает всех к трапезе и желает, чтобы путина была так же богата уловами, как этот традиционный стол.
Здесь же можно провести обряд Благодарения — чествование лучших тружеников «голубой нивы».
Торжественными должны быть и проводы рыбаков на рыбацкие станы. Возможно при этом использовать ритуал одаривания. На определенном, месте, лучше всего высоком, расстилают оленью шкуру и на ней раскладывают предметы, необходимые рыбакам в работе, в быту. Герои дня сами выбирают себе подарок — эвий. Таков закон гостеприимства чукотского народа.

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.