Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕДВЕДЯ
Еще совсем недавно, пятьдесят—семьдесят лет назад, белый медведь был владыкой моря и побережья. Немало было и трагических примеров проявления этой безраздельной власти.
Теперь человек — хозяин всего сущего. Люди выработали законы и охраняют животный мир Арктики, всего Крайнего Севера. Но народ хранит память о прошлом.
О традиционном празднике Белого Медведя на втором окружном празднике национального искусства рассказала жительница с. Уэлькаль Иультинского района Галина Николаевна Алексеева — Апая. Во время окружной фольклорной экспедиции на ее родине в Уэлькале было решено провести праздник Белого Медведя.
Содержание сценария, композиционные решения, рекомендации по проведению праздника были продиктованы требованиями и условиями сегодняшнего дня. На месте была создана организационная комиссия, в ее состав ввели культработников, передовиков морзверобойного промысла, ветеранов труда. Активно работали депутаты сельского Совета, комсомольцы.


Организационная комиссия привлекла к реализации замыслов старожилов села, знатоков народных традиций, умельцев, исполнителей фольклорных произведений народного творчества. Общественность приняла горячее участие в подготовке атрибутов, реквизита, сценических костюмов, подсказала и характер трактовки основных ролей и исполнителей: Гостьи — Белой Медведицы, Хозяина — Удачливого Охотника, Хозяйки.


Ежедневно проводились репетиции артистов национального ансамбля «Имля», участников художественной самодеятельности сельского Дома культуры.
На берегу было определено место проведения праздника. Здесь построили полуяранги, установили традиционный низкий столик. День праздника назначили на воскресенье, которое выдалось теплым, безветренным, солнечным. С раннего утра радио разнесло по селу, над берегом национальные мелодии, танцевальные ритмы.
Старожилы села окружили сценическую площадку, ярангу Хозяина высокими кострами. Рокот яраров и саяков возвестил о начале празднества. Самодеятельные артисты, увлекая за собой нарядную колонну сельчан, шли на праздник с песнями, радостными возгласами. На берегу образовался круг, где танцевали и пели все желающие повеселиться. Люди ожидали прихода байдары с Хозяином — Удачливым Охотником и Гостьей — Белой Медведицей. И вот байдара причаливает к берегу. Приветственные возгласы, смех, музыка.
Согласно ритуалу Гостье — Белой Медведице преподносят деревянный нарядный ковш со «сладкой» тундровой водой. Отпив воды, Белая Медведица выражает удовольствие, полной грудью вдыхает воздух берега, тундры, человеческого жилья, как бы постигает думы и чаяния береговых людей, так торжественно принимающих ее, владычицу моря и льдов, в свой круг. Окруженная танцующими, поющими людьми, Хозяйка яранги ведет Хозяина и Гостью к жилищу, стелет для них белые и пестрые оленьи шкуры. Женщины с пением преподносят Гостье разноцветные ожерелья, украшают ее плечи и грудь, усаживают на почетное место.
Управляющий отделением совхоза с добрым юмором рассказывает о делах хозяйства. Слушает Гостья, слушают люди, смущение и радость на лицах тех, чьи имена с уважением и признательностью называются в этом отчетеимпровизации. За управляющим чествует людей труда секретарь организации. Дети вручают передовикам труженикам подарки. Понятно волнение и гордость отца, когда дар совхоза при всех вручает ему сынишка первоклассник. Да и сын надолго запомнит этот день. Называются все новые имена передовиков, звучат слова благодарности им.
Гостья, Белая Медведица, говорит: Славно потрудились! Дети ваши все ли здоровы?
И дети отвечают:
Все здоровы! Все мы учимся! В нашей школе нет лентяев!
Очень довольна Гостья.
Ну что ж, хорошо у вас идут дела! На свет я появилась у ледяных торосов и каждую весну — в гостях у вас! Как приветливо встречает ваш народ — И юмором, и танцами, и песней... И не забудьте сказкой позабавить!
Начинается творческое соревнование. Каждое выступление оценивает взыскательное жюри из односельчан, товарищей, родственников. Призы присуждаются кому за умелое проговаривание скороговорок, кому за сказки, кому за танцы. Зрители подзадоривают и поддерживают артистов. Многие из выступающих в национальных стилизованных костюмах. Неустанно звучат саяки. Ни одно празднество в селе не обходится без аккомпанемента этих древних инструментов. Саяки в руках мастеров как бы улавливают настроение, темперамент исполнителей, ведут за собой мелодию песни, пластику танца. Хореография танца Дочери пронзительно нежна, она как улыбка ребенка. Это и танецрассказ, и танецмечта оййрошёййй девочки, о девичестве, о счастливой женской доле.
Горят костры на берегу, вздымается к небу яркое, бездымное
пламя. Танцуют, поют, радуются жизни люди. Но вот наступает и час прощанья.
Гостья, Белая Медведица, благодарит людей низким поклоном.
—     Хорошо у вас, но пора мне в дорогу... Раньше, провожая меня на зыбкую твердь льдов, к безмолвным скалам торосов, хозяева костров — люди дарили мне песни и танцы, дети забавляли играми, чтобы дольше помнилось мне ваше гостеприимство.
Рокочут ярары. Юные танцовщицы исполняют прощальный танец— медленный, чутьчуть грустный, и все ближе подвигаются к береговой черте. За танцующими девочками идет Гостья, почтительно окруженная людьми. Вот и берег, вот и байдара Гостьи.
—     Лтав, люди! Пусть удача сопутствует вам в делах! Пусть всегда веселы и здоровы будут ваши дети.
Праздник Белого Медведя, проведенный по инициативе работников культуры, а также хранительниц добрых национальных ритуалов Уэлькаля, естественно, был несколько спонтанным. Энтузиазм организаторов не заменил полностью необходимость более глубокой подготовки и более тщательного подбора выразительных средств. Но этот первый опыт позволил оценить тему, накопить методологию, критически осмыслить начинание, обогатить его творчески.
Во-первых, роль Белого Медведя должна быть мужской, исполнять ее должен крупный, представительный мужчина, а не девочка-подросток, как это было в Уэлькале. Значительность образа в народных мистериях подчеркивается похожестью, узнаванием. Костюм Белого Медведя, особенно маска, должен быть более достоверным — это нужно и взрослым, и детям. Достоверность костюма, сдобренная долей юмора, доброты, располагает к веселью.
Во-вторых, организационная комиссия праздника, определив концертную программу для художественной самодеятельности, должна продумать методы и средства привлечения к участию в концерте большей части зрителей, предусмотреть импровизацию — ведь в селе все знают всех, знают, кто на что способен.
Должна быть определена и подготовлена (убрана, оборудована скамьями, танцевальным помостом) сценическая площадка.
Репетиции программы следует начинать заблаговременно. Заранее должны быть подготовлены и опробованы реквизит, инструменты, костюмы. Конечно, такой праздник должен быть частично импровизированным, но устроители и исполнители хорошо знают, что ничто не требует такой тщательной подготовки, как импровизация.
Потребность людей в возрождении древних национальных праздников, в яркой обрядности с каждым годом становится все более явственной. Такие праздники — это еще и повод для проявления творческой фантазии, своих чувств на глазах у всего народа, с кем проживаешь бок обок.
 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.