Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

СКАТ БАЙДАРЫ
Праздник Скат байдары отмечают весной, когда оживает природа, тают снега, просыпается тундра, летят на север птицы, открывается и оживает море. Морзверобои торопятся на охоту и спешат побыстрее спустить байдары на воду.
Первый выход весной в море — это долгожданная радость. В глубокую древность уходят корни эскимосского праздника Скат байдары. Возрождение его как праздника труда имеет немаловажное значение в развитии массовых национальных праздников.


Для правильной организации праздника нужно создать на селе специальную комиссию, в состав которой войдут руководители хозяйств, председатель сельсовета, секретарь парткома, директор школы, представители общественности, лучшие производственники.


Обширный план подготовки предусматривает также выезды методистов РДКПР в село для оказания практической помощи, в частности по оформлению Дома культуры, производственных участков села. Задолго до праздника они должны быть оформлены красочными плакатами, призывающими охотниковморзверобоез к успешному выполнению социалистических обязательств в честь своего профессионального праздника. Ход соревнования следует освещать в «Календаре трудовой славы», в стенных газетах, в боевых листкахмолниях, по местному радиовещанию.


В сельском Доме культуры рекомендуется запланировать тематические вечера, посвященные труду охотника на морзверя, концертные программы, выставки по прикладному искусству, где должно быть место для праздничной одежды Охотника и Хозяйки.
Средства для проведения праздника могут выделить сельский Совет и рабочком совхоза. Они нужны для изготовления реквизита, атрибутов праздника. Особого мастерства требует изготовление круглой деревянной чаши. В качестве заготовки для нее используют чурбак. В диаметре эта чаша-блюдо должна быть не менее 20 см, а в глубину не менее 15 см. Толщина ее стенок не менее 1,5 см. Надо позаботиться и об эмблемах, значках, которые можно заказать в районном быткомбинате или в школьном кружке прикладного искусства. Один из вариантов значка (эмблемы) такой: круг, окаймленный мехом или полоской белой замши, а фоном для него служит бордовая замша. В центре круга из белой замши — силуэт вельбота с охотниками.


Кроме того, должны быть в наличии две упряжки нарт, специальная одежда для бригадираохотника: нерпичьи брюки, летние торбаса с высокими голенищами, нерпичьи меховые рукавицы, отороченные мехом, непромокаемый плащ. У других членов бригады обычные камлейки, надетые поверх ватников.
Одежда женщиныХозяйки состоит из камлейки желтого цвета. Капюшон, подол, рукава оторочены мехом голубого песца. На рукавах и подоле — геометрический орнамент. Торбаса длинные, из белой мандарки с оторочкой из меха, с растительным орнаментом. Круглая шапочка из камуса также оторочена мехом.
Почетные гости на празднике — охотники — ветераны труда, знатоки морского промысла. Праздник начинается на площади поднятием флага под звуки Гимна. Право поднять флаг предоставляется старейшему охотнику и юношеморзверобою.


На небольшом помосте руководители совхоза, сельского Совета, почетные гости, представители общественности, передовики производства. По обеим сторонам флагштока стоят пионеры и охотники. После приветствий слово предоставляется одному из почетных гостей. Он благодарит за приглашение. Рассказывает, каким тяжелым был труд охотника раньше. И как изменились к лучшему условия труда в наше время. В заключение он дарит макет байдары руководителям совхоза.
Звучит горн, пионеры подходят к шеренге морзверобоев, подносят синие ленты с надписью «Славному охотнику» и прикрепляют им на грудь эмблемы или значки.
Под торжественный марш все идут к морю, к месту ската байдары. Впереди — колонна морзверобоев. Организаторам праздника необходимо заранее позаботиться об уборке берега и места ската байдары. На берегу уже горят костры, возле которых хозяйничают женщины. Полукругом вокруг костра — низкие столики.
Вот как описывает начало праздника сотрудник СВКНИИ Т. С. Теин: «Байдару ремнями привязывают к нартам. Все взрослые, даже из других родов, кто находится тут, тащат судно к будущему причалу. Ватага мальчишек следует за байдарой, предвкушая обильное угощение на ледяном причале. На месте спуска байдару снимают с нарт, и женщины приступают к угощению детей, а потом и взрослых...»


В качестве угощения предлагаются конфеты, фрукты, лепешки в расшитых национальным орнаментом мешочках или пакетах.
Можно использовать и другой вариант начала праздника:. На морском берегу Хозяин и члены его команды идут к деревянным стойкам, где находится байдара. Сняв ремни, которыми опутывают байдару, чтобы не унес сильный ветер, ее дружно опускают на землю. Вокруг байдары втыкают короткие и длинные весла. Гарпуны со всеми линями и надутыми нерпичьими пузырями тоже кладут около байдары. Рядовые члены бригады встают около руля. По команде рулевого охотничье снаряжение кладут в байдару, а сам Хозяин байдары удаляется от своего судна в сторону восхода солнца на приличное расстояние, чтобы вскоре появиться снова. Во время церемонии все члены байдарной команды должны стоять на своих местах не двигаясь и не разговаривая. Но вот Хозяин идет к байдаре со стороны ее носа. Подойдя, легко ударяет по бокам байдары правой рукой и произносит заклинание: «Пробудись, байдара!» Жена Хозяина байдары или кто-нибудь из родственников, обязательно женщина или девушка, подносит круглое деревянное блюдо, где находятся травы с водой. Хозяин смачивает нос байдары — «умывает» ее. (Нос судна считается его лицом».) Хозяин дает команду: «Спустить байдару на воду!»
После ската байдары вместе с членами байдарной команды садятся и мальчики — будущая смена морзверобоев. Дружно ухватившись за короткие и длинные весла, морзверобои отходят от причала с кличем «Уук! Уук!» и делают большой круг по направлению движения солнца.
После этого байдара быстро устремляется к причалу. Издалека видно, что Хозяинбригадир машет ритуальном веслом, а рядом с ним Морж-гость (мужчина в светлокоричневой маске). Ему предоставляется право первому выйти на берег. Его торжественно встречают и провожают к костру, где сажают на почетное место. Почетный гость спрашивает у гостя-моржа, как он доехал, как живут морские звери, много ли добычи в море. Гость-Морж отвечает, а руководители совхоза, сельского Совета в свою очередь говорят о делах сельчан, директор школы рассказывает о школе.


В честь Моржа звучат песни приветствия, исполняются танцы, а также скороговорки, сказки, после чего дорогому гостю преподносят подарки (от школы, от совхоза). Подарить можно сувенирную байдару с надписью. Гость благодарит и обещает удачную охоту.
Во время праздника рекомендуется провести чествование трудовых династий и посвящение в морские охотники молодежи села.
И вот все с песнями, танцами провожают Моржа к байдаре. Байдара отходит от берега, делает полный круг по направлению движения солнца и удаляется, а веселье продолжается.

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.