Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ПРАЗДНИК КИТА
Гонцов встречал один из самых уважаемых жителей селения, хорошо знающий морской промысел, чаще всего бывший морской охотник. Он приглашал гонцов к ритуальному костру. Во время угощения принесшие весть охотники рассказывали, как прошла охота, чья байдара первой загарпунила кита. Затем хозяин и охотники шли на берег. Там одна из почтенных старейших женщин селения приветствовала гонцов песнями, посвященными смелым и сильным морзверобоям. После этого старейший всеми уважаемый человек объявлял принесшим весть, что жители готовы к встрече кита и охотников.


И вот появляются байдары с загарпуненным китом. Раздаются радостные возгласы встречающих, а охотники на байдарах в знак приветствия поднимают весла.
Охотникам торжественно подносили копьевидные ножи, и они вырезали куски итгилгына (кожи) кита, разрезали на тоненькие пластинки, раскладывали на овальные деревянные блюда и преподносили мальчикам с надеждой, что они будут такими же славными тружениками моря. В настоящее время в этой части уместно провести посвящение в молодые охотники, чествование трудовой династии морзверобоев, наставников, а затем объявить о разделке кита.


Во второй день члены байдарной команды приходят на благодарственный обряд. Местом для него может послужить укатанная возвышенность, покрытая моржовыми шкурами. Почетные места, украшенные нерпичьими и оленьими шкурами, предназначаются для старейшин селения и охотника, первым загарпунившего кита. Из кубиков снега обычно складывали как бы стенку позади площадки. Сейчас есть возможность использовать пенопласт, фанеру,выкрашенную в белый цвет, или материал, имитирующий снег. Вертикально укрепляют двухметровые колья, на них устанавливают в горизонтальном положении по два весла, у задней части — руль байдары,— символ байдары на суше. Посредине площадки ставят низкие скамейки.


Обряд начинается после того, как устроитель праздника бросит клич: «Оокок!» На круг выходят женщины с распущенными косами, в головных повязках из белых шкурок горностая, в перчатках из белой мандарки (выделанной нерпичьей шкуры без шерсти) с орнаментом и с меховой опушкой.
Вначале устроитель праздника приглашает на сидячий танец жену гарпунера, первым загарпунившего кита, а затем остальных. Танцующие женщины с подбадривающими возгласами «Агильты!» изображают охоту на кита. Потом сидячий ганец исполняют герои праздника — отважные охотники. Они танцуют в камлейках, в масках, чтобы скрыть свое возможно недостаточное умение импровизировать. Танцы в масках исполняют как шуточные.
Во вторую половину дня хорошо провести показ древнего кукольного представления, но подготовка его требует очень серьезного подхода.
Т. С. Теин в книге «Праздники эскимосов» пишет: «Раздавался громкий клич старейшины праздника: «Оокок!» Постепенно нарастал рокот бубна, девушки начинали тихо петь песни вольного танца».


С правой стороны показывалось чучело кита. Двигаясь, оно пускало белый фонтан из измельченного известняка — кыттык. Следом за чучелом «плыла» модель байдары с охотниками. Как только кит и байдара исчезали, выходили две нарядно одетые девушки. Лица их были разрисованы красной охрой. Танцуя под звуки бубна, девушки передвигались на средину площадки, там останавливались и повертывались лицом к зрителям. Одновременно умолкали бубны. Снова раздавался клич старейшины, и под ритмичные удары в бубен между девушками опускался мешок. К нему с разных сторон двигались уткиамулеты. Девушки пели и танцуя встречали уток, имитируя жертвоприношение с помощью кусочков мяса. Как только утки оказывались в центре, песня прерывалась, звучали лишь бубны.
Снова раздавался клич старейшины, и две пуночки, взмахивая крыльями, начинали гоняться друг за другом. Одновременно раздавались резкие удары весел. Старейшины снова подавали сигнал окриком, и все утки возвращались на свои места. Затем возобновлялось пение, и девушки, танцуя, приглашали зрителей подойти, к ним. Подошедшие получали угощение.


Творческое осмысление, удачный режиссерский замысел воплощения древнего кукольного представления придают празднику самобытный характер.
Рекомендуем также провести конкурс сказителей на лучшее знание сказок о ките и охотников о море, предложить рассказать о бывалых охотниках, о разных интересных случаях на охоте, организовать инсценированное представление песен и сказок.
Заряд бодрости внесут и спортивные соревнования, традиционно начинающиеся с гонок на байдарах. Особенно азартно проходят они, когда в них участвуют гости из прибрежных сел со своими байдарами.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.