Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ОБРЯД БЛАГОДАРЕНИЯ
Обряд Благодарения (Мцэгыргын) — основная часть традиционных праздников — Молодого оленя (Вылгыкаанматгыргын) и Первого теленка (Килвэй).
По композиционному решению обряд Благодарения яркое, запоминающееся зрелище. Красочен обряд на празднике Встречи солнца, который проводится ранней весной. Работники культуры широко его используют в театрализованных представлениях, в программах национальных ансамблей, агитбригад, очистив от таких изживших себя элементов, как совершение обряда в задымленном помещении, кормление «духов» моря, тундры, неба. Сегодня просторными площадками стали зрительные залы домов культуры, природа родного края.


Место для праздника на улице определяется за костром. Если это праздник Молодого оленя, то на пестрой шкуре лежит большой муляж головы оленя, если праздник Первого теленка, то муляж головы теленка, обращенной в сторону очага.
Главным героем современного праздника может стать сам человек или его мать — символ жизни на Земле, или труд и т. д. Им посвящаются слова благодарности, песни, танцы, стихи.
В проведение обряда Благодарения входят моменты из описания видного ученого В. ТанаБогораза, В. Г. Кузнецовой, долгое время прожившей в тундре, из рассказов старожилов, личных наблюдений.


Муляж ставят за очагом. В противоположной стороне ставят на деревянных блюдах фигурки оленей, сделанные из масла (или пластилина) и зелени, национальные блюда. У яранги, установленной недалеко от костра, сидят старейшины, на шкурах расставлены призы и разложены полукругом ярары.
Звучат призывные звуки ярара. К очагу, обложенному камнями, подходят Хозяин, Хозяйка и их Сын (роли исполняют ведущие праздник) в специальных головных повязках. От середины лобной стороны повязки отходят два мозаичных рога из камуса, расходящиеся в стороны и оканчивающиеся пушистым венцом из меха собаки. С головной повязки на лоб свисает охранительный камень. Его может заменить орнаментированный кружок меха. Сзади, с тыльной стороны, справа и слева — пушистые хвосты из меха собаки.
Хозяйка старинным способом добывает искру, используя специальный лук и обрядовую доску с разложенным на ней сухим мхом. Добывание искры можно имитировать с помощью зажигалки, искусно спрятанной в рукаве. После того как костер разожжен, Сын Хозяина подходит к фигуркам оленей и ножичком наносит удар, символизирующий убой оленей для праздника.


К мальчику подходят Хозяин и Хозяйка, они берут блюда с национальными кушаньями и подносят самым уважаемым жителям села, а затем и остальным. Одновременно подносят чай. Все собравшиеся рассаживаются вокруг костра.
По традиции любой праздник начинает женщина, как хранительница очага. Хозяйка устанавливает перед костром три приза, а затем три женщины перепрыгивают через костер или обходят его кругом и берут призы. Это символический ритуал начала спортивных соревнований вокруг костра.
Выходит Хозяин и объявляет круговой бег представителей трех поколений. Основное правило: если бегущий сзади обгонит бегущего впереди, тот сходит с дорожки. Победителем считается тот, кто остался на дорожке один. За этим строго следят Хозяин и старейшины.
Первыми вокруг костра бегут подростки. Среди них определяется победитель, который подходит к старейшинам и из их рук получает приз. Затем бегут парни. Опять победитель получает приз от старейшин. Последними бегут старейшины, шутя, подбадривая себя: «И мы тоже побежим...» Всем им вручает приз Хозяин— такова традиция.
Интересна и азартна игра «Ловля куколки». «Куколка» имеет вид рогатки с поперечно привязанной палочкой. Ловят ее чаатом. Хозяин с выкриком «Ээк!» выбрасывает на приготовленную площадку «куколку». Вызывают желающих. Ловить разрешается до трех раз. Здесь же можно организовать и бег в мешках вокруг костра.
Своеобразен ритуал приглашения мужчинами женщин на танец. Мужчины подносят шкуры оленей и кладут к ногам женщин. В старину шкура была подарком, памятью о празднике. Сейчас это чисто символическое действие, ритуал.


Не обходится праздник и без песеннотанцевального соревнования. Желающим состязаться старейшины вручают ярары.
Песеннотанцевалъны.е соревнования начинаются с ритуалу разогрева яраров. Все подходят к костру и наклоняются, ритмично ударяя в ярары и выкрикивая: «Эк! Ээк!» После разогрева яраров начинается ритуальное шествие вокруг костра и творческое соревнование в исполнении песен, танцев, в проговаривании скороговорок, отгадывании загадок, инсценировании сказок, а также в составлении орнаментов из кусочков меха, состязание в быстроте пошива детских чижей, шапочек и т. д.
В разгар веселья вторгаются злые духи: Главный Дух зла— Кэлы, его жена — Кэльэнпыцэв и сплетница Пынчойгыцав, несущая «длинный язык» из пенопласта, или любитель браговарения и другие персонажи. Они пытаются вмешаться в общее веселье и даже прорываются к костру, где исполняют свои танцы.
Их выгоняют традиционным способом выметания — ритмичными, резкими ударами в ярары с кличем: «Эк! Ээк!» Затем все встают и исполняют «Пучьэнилю» — танец стряхивания остатков зла с одежды. Руки свободно висят вдоль туловища, и в такт ударам в ярары танцоры делают движение то вправо, то влево, чуть-чуть сгибая при этом колени.
Далее идет продолжение песенно-танцевального соревнования. Активные участники из рук старейшин получают призы. И в заключение исполняется общий танец. Удачно подобранная песня вовлечет в свой ритм всех участников праздника. Залог успеха — продуманный выбор ведущих и творческого актива.

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.