На севере европейской части России, кроме русских, живут карелы, коми и другие народы. Внешне они похожи на русских. Их хозяйство, культура и праздники, особенно те, что пришли с христианством, тоже похожи на русские. И ничего удивительного в этом нет. Просто они много веков живут рядом и многое заимствовали друг у друга. И все же каждый народ имеет что-то свое — неповторимое и особенное. Обычаи и праздники карел Карелы — народ, живущий в Республике Карелия и соседних с нею областях европейской части России. Их численность — около 130 тыс. человек. Карелы говорят на языке, очень близком к финскому. С глубокой древности карелы живут на воде и среди воды, потому они всегда были прекрасными рыболовами. Почти тысячу лет карелы живут бок о бок с русскими, совместно трудятся, совместно обрабатывают землю, а если приходит необходимость, вместе плечом к плечу защищают свою родину от врагов. Культура этих народов во многом похожа, похожи и праздники. И это неудивительно. С XIII в. карелы — православные христиане, и большинство их праздников — это праздники православной церкви, такие же, как у русских, хотя во многих из них сохранились элементы язычества. Осенний праздник Кегрипяйва Его устраивали в конце октября или в ноябре. Он считался праздником завершения хозяйственного года. К этому времени мужчины заканчивали осенний лов рыбы, а женщины должны были завершить обработку выращенного летом льна. Скот пригнали с летних пастбищ и уже поставили на зиму в хлев. Урожай тоже уже убран, зерно обмолочено и стало мукой, убранные с огорода овощи заложены на хранение в ямы. «Репа в яме, баба на печи — значит, пришел кегри» — такая поговорка есть у карел. Кто такой кегри? Это сказочный образ, что-то вроде русского домового, только домовой есть в каждом доме, а этот один на всю деревню. Его изображал кто-то из жителей села: надевал на себя старую, грязную одежду, закрывал лицо или надевал маску, чтобы никто его не узнал. Особенно любил кегри посещать дома, где много детей. Их мамы с утра в этот день пекли блины и пироги, а каждая девочка должна была выпрясть хоть немного пряжи, чтобы показать ее кегри и заслужить его похвалу. После такой похвалы его чем-нибудь угощали, и он шел в следующий дом. Обряд вселения в новый дом Карелия богата лесом, поэтому карелы с давних времен строили себе высокие и просторные дома. А вокруг дома создавался целый хозяйственный центр: амбар для хранения зерна и муки, хлев для скота, навес, под которым хранили лодку и сушили рыболовные сети. В стороне, поближе к берегу реки, строили баню. И при строительстве, и при вселении выполняли несколько важных обрядов. При закладке дома под его правый угол помещали капельку ртути, вложенную в перо глухаря. Считалось, что это принесет счастье. Сюда же клали кусочки нового холста, чтобы в доме всегда была новая одежда. Чтобы не было в доме клопов и тараканов, зарывали под печью сосуд с кожей убитой змеи. Верили, что в подполье живут домовой и его жена, поэтому при вселении именно их просили благосклонно принять новых хозяев. В дом старались въехать ночью или на рассвете. Желательно, чтобы никто из посторонних при этом не присутствовал. Хозяйка, стоя в дверях, бросала петуха в дом. Если он на лету кукарекал, значит, жить в доме будет хорошо. Обычаи и праздники коми Коми — общее название двух народов европейской части России. Один из них — коми-зыряне — живет в Республике Коми, другой — коми-пермяки — в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области. Численность всех коми — около 500 тыс. человек. В древности они были единым народом, поэтому и сейчас близки по языку и культуре. Язык коми относится к финской группе языков. В XI в. начались тесные контакты коми с их соседями — русскими. Пермь Великая — так называлась земля, где жили коми. В XV в. она вошла в состав Русского государства. Многие века русские и коми жили рядом друг с другом. Сходные природные условия, сходный тип хозяйственной деятельности привели к тому, что бытовая культура обоих народов очень похожа. В XIV—XV вв. коми стали православными христианами. «Лошадиный» праздник (6 мая) Лошадь в хозяйстве коми была незаменима. На ней ездили верхом. Ее впрягали в плуг и распахивали землю. На ней вывозили с полей собранный урожай, с лугов — скошенное сено. Лошадь участвовала во всех зимних и летних праздничных обрядах. Ни одна свадьба не обходилась без нее. Поэтому лошадей берегли, любили, ухаживали за ними, совершали над ними особые обряды. Именинами лошадей считался Егоръев день. По православному календарю это был день великомученика Георгия Победоносца, и отмечали его 23 апреля (по старому стилю). В этот день лошадей и весь остальной домашний скот приводили к церкви. Разжигали костры, расположив их двумя параллельными рядами. В огонь бросали ветки можжевельника. После окончания церковной службы весь скот прогоняли между рядами костров. Считалось, что только после этого обряда лошадей и коров можно выпускать на пастбище. Петров день (12 июля) В православном календаре это День апостолов Петра и Павла — 29 июня (по старому стилю). В этот день по церковному календарю заканчивался Петров пост, по народным приметам начинался сенокос, а у рыбаков — летний лов рыбы. Накануне этого дня устраивались так называемые петровщины. Молодежь делала складчину — собирались у кого-нибудь в доме, и все приносили с собой еду: пироги с рыбой, пиво и обязательно крупу и сметану. Сметану тут же сливали в маслобойку и сбивали из нее масло. Из принесенной крупы варили кашу и съедали ее с маслом. Потом начиналось веселье, длившееся до утра. Интересно, что молодые парни и девушки собирались в отдельные компании. Отдельно гуляли и пожилые женщины. Иногда петровщины устраивались на свежем воздухе. Тогда, наоборот, гуляли все вместе, пели, танцевали, забавлялись играми. Покров (14 октября) Православный праздник Покров Пресвятой Богородицы церковь отмечала 1 октября (по старому стилю). В народе же, как обычно, это был день очередных хозяйственных примет и забот. После Покрова мужчины начинали молотьбу хлеба, а женщины — обработку льна и конопли. Лошадей пригоняли с пастбищ и переводили на стойловое содержание. Охотники отправлялись в лес добывать белку, из меха которой шили шапки и шубы. Покров считался у коми женским праздником. В этот день девушки ставили в церкви свечи к иконе Покрова Богородицы и просили ее об удачном замужестве. Чтобы не лишить Их удачи, в этот день запрещалось выносить из дому мусор и давать кому-либо что-либо взаймы. Девушки в этот день старались подарить парню, который им нравился, платочки или кисеты, вышитые собственными руками. Если парень принимал подарок, значит, скоро быть свадьбе. Замужние женщины устраивали складчины, водили хороводы, ходили с песнями по улицам. И все это происходило в день Покрова. Хозяйственный год подходил к концу. Впереди было еще несколько праздничных дней — Козьмы и Демьяна, архистратига Михаила и другие. С конца ноября начинался Рождественский пост, за ним — Святки, потом наступал Новый год — Василей лун. И хозяйственно-праздничный цикл начинался сначала. Праздники Покровителей Земледелия и скотоводства Летом отмечали Иванов, Петров и Ильин день. Эти святые считались покровителями земледелия. В эти дни пекли что-либо мучное и относили в качестве жертвы в священную рощу. В таких рощах нельзя было рубить деревья и даже ломать сучья, в них нельзя было собирать грибы и ягоды — оттуда вообще ничего нельзя было приносить домой. Но зато из дома туда можно было нести любую еду. В дни Егория, Власия, Фролаи Лавра, считавшихся покровителями скотоводства, в священной роще приносили жертву мясом. Приводили из села овец, там их забивали, варили и съедали сообща всем селом. Трижды в год было принято ходить на могилы предков. Делали это в праздники — Пасху, Пятидесятницу и годовщину смерти. Брали с собой еду, сидели на могилах, плакали, немного съедали из принесенного с собой, остальное оставляли на могилах в виде жертвы душам умерших. С праздника — замуж Старые деревенские праздники особенно любила молодежь. Она гуляла, развлекалась, старалась побывать всюду. Деревни были недалеко друг от друга, праздники в них устраивались в разные дни, так что возможность поучаствовать в нескольких из них была весьма большой. На этих праздниках юноши знакомились с девушками и иногда случалось то, что в народе называли «с праздника — замуж». Потанцевав несколько раз с девушкой, парень предлагал ей выйти за него замуж. Делал он это так: протягивал ей уголок своего носового платка. Если она была согласна, то забирала себе этот платок. И лишь после этого родители парня засылали к родителям девушки сватов и через некоторое время праздновали свадьбу. Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»
|