Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Масленица
В России и Сибири и в других городах и деревнях России. Две недели перед масленицей называются в простонародии: первая сплошною, а вторая пестрою. На пестрой недели бывают последние свадьбы.

Суббота на пестрой недели называется родительской, в эту субботу совершается поминовение по усопшим, служат за упокой обедни и панихиды, посылают подаяния в тюрьмы и богадельни, пекут пироги и блины и раздают их нищим.

 

Самая служба церковная на сырной неделе есть приготовление к великому посту: в воскресенье сырной недели, или великих сыропусту в некоторых монастырях и соборах поют пасху. Самая пища на сырной неделе есть уже приготовление к великому посту; мясные кушанья заменяются рыбными и молочными блюдами; но, кажется, только, то и наблюдают.

  

   Как праздновали масленицу в старину и как празднуют ее ныне. Кроме принятых общих обычаев, есть местные обыкновения, и каждое сословие празднует масленицу по-своему. Много есть поговорок и пословиц о масленице; приведем из них главные. Например, если хотят выразить перемену к худшему, то говорят: «не все коту масленица, будет и великий пост»; почитая необходимостью приготовления к масленице, говорят: «к масленице и у воробья пиво»; если кого обманули, то говорят: «и скатил как на катушки (катальная гора)»; если хотят выразить удивление при посещении редкого гостя, то говорят: «не бывал, не гащивал, ни о семики, ни о масленице». Гуляки воспевают масленицу разными припевами; простолюдины садятся в большие сани, катаются в них по городу и распевают: «государыня масленица протянись до петрова дня». В старину можно было встретить в простонародье лубочные картины, представлявшие масленицу в различных видах.

  

   Празднование масленицы в столицах совершается различно, смотря по сословиям: высшему, среднему и низшему. В высшем обществе бывают балы и маскарады в домах; даются балы в дворянском собрании; даже в самых знатных домах есть обыкновение приглашать на блины; после сытного завтрака танцуют, или будут кататься в великолепных зимних экипажах, или, наконец отправляются в театры, где, во время масленицы, бывают представления утром и вечером, и где, впрочем, участвуют все сословия.

   В городах России празднуют масленицу большею частью следующим образом. Хозяева и хозяйки хлопочут о предварительной закупке рыбы, масла, яиц, свежей икры, муки пшеничной, и особенно гречневой. Без гречневых блинов масленица не в масленицу. Блины едят с икрой, семгой, маслинами, сметаной, маслом. В Малороссии и Одессе, кроме блинов, делают вареники. После блинов идут кататься. Не во всех, однако, в городах делают народные катания с горы и устраивают балаганы, но почти во всех губернских городах есть дворянские собрания, и в них на масленицу бывают балы и маскарады, в которых учувствует иногда и купеческое сословие. Собственно купеческих собраний, сколько известно, нет нигде, кроме Москвы.

  

  Великий сыропуст т. е. воскресенье сырной недели, в Сибири и в некоторых местах России называют прощеным днем. В прежние годы, в ЭТОТ день обыкновенно ходили к обедни и ездили на кладбище, поклониться праху усопших родителей и сродников; целый день был посвящен на взаимные посещения: - ходили к родственникам и знакомым, крестники приходили прощаться с крестными отцами и матерями, и в старину приносили им пряники. В семействах после ужина, дети прощались с родителями, служители с хозяевами, причем обыкновенно долги родителям, а слуги хозяевам кланялись в ноги, и говорили приветствие: «дай Бог благополучно провести пост, и в радости дождаться светлого Христова Воскресения». В монастырях, обычай прощаться введен издревле: в прощеный день, по окончании вечерней службы, монашествующая братия прощались друг с другом, и многие из них уединялись в пустыни и отдаленные скиты, а в монастырь приходили только в праздники для слушания божественной службы. Из мирян, многие говели на первой недели великого поста, а потому долгом почитали в великий сыропуст проститься с людьми, которых обидели, или которыми сами были обижаемы, и нередко в этот день прекращались старинные вражды, и вообще тяжким грехом считалось отказать в примирении своему врагу.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.