Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

САБАНТУИ

В годовом календаре всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались весенний сев и жатва. Их начало и успешное завершение издав­на отмечались празднествами. У волжских булгар и их потомков — казанских татар весенний сев считался са­мым подходящим моментом для приобщения подрост­ков к самостоятельному труду. Когда 12—14-летнему мальчику впервые доверяли править лошадью при бо­роновании, на поле выходила мать, приходили и бли­жайшие родственники. Сев начинал глава семьи или самый уважаемый житель деревни. На нем было все новое: белая рубаш­ка, чулки из белого домотканого сукна, лапти, белый холщовый фартук. Сеятель шел, чуть откинув голову назад, как в медленном ритмичном танце: шаг левой ногой, взмах правой рукой — и зерно ровно ложится справа, шаг правой и взмах левой рукой — поле засе­вается слева. Возвращаясь назад, сеятель точно рассчи­тывал длину своего шага, и взмах руки, и количество зерна, чтобы все было засеяно равномерно. Здесь тре­бовалось настоящее искусство.

У волжских булгар и впоследствии у казанских та­тар встреча весеннего сева ознаменовывалась народным праздником — Сабантуем. Обычно его праздновали в конце апреля. Это было большое событие, к нему дол­го готовились. Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и на­родных играх. Деревенские жители не отказывали — дарили вышитые платки и полотенца, куски ситца, ру­башки, куриные яйца. Самым почетным подарком счи­талось вышитое национальным узором полотенце. По­лотенце имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение другие призы.

Девушки готовили подарки всю зиму — ткали, ши­ли, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно ее ра­бота получила всеобщее одобрение, именно ее полотен­це стало наградой самому сильному джигиту. Среди них были искусные мастерицы, их изделиями мы восхи­щаемся и сегодня. Подарки для победителей в скачках и национальной борьбе готовили молодые женщины, вышедшие замуж после прошлогоднего Сабантуя.

Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязыва­ли к длинному шесту.

Всем ходом праздника «заведовали» влиятельные старики деревни. Они посылали джигитов собирать по­дарки, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. В день Сабантуя в деревне царило приподнятое, праздничное настроение, все были оживленны, веселы. Люди с утра шли на майдан — просторный луг недале­ко от деревни. Впереди организаторы праздника. Один из них нес длинный шест с привязанным полотен­цем — символ Сабантуя. Одевались во все самое луч­шее, женщины доставали из сундуков все свои укра­шения.

Самые древние и главные состязания на Сабантуе, национальная борьба, скачки, прыжки. Другие пиды соревнований появились в более поздние време­на. Состязания по бегу начинали мальчики. Старики отводили их на небольшое расстояние, и те по коман­де пускались во всю прыть к шесту с призами, установ­ленному в центре майдана.

Большое оживление на Сабантуе всегда вызывала борьба на кушаках: в результате этих состязаний опре­делялся батыр Сабантуя — тот, кто после всех схваток оставался непобежденным. Батыры пользовались боль­шим уважением и почетом. Их приглашали на Сабан­туй в соседние деревни, а самых знаменитых — в Ка­зань. О батырах слагали песни, рассказывали леген­ды. В народном творчестве батыр всегда происходил из бедной семьи, был искателем правды, защитником слабых. Один из центральных моментов на состязаниях Са­бантуя — скачки. Ни в одной татарской деревне Сабан­туй не обходился без них. Призы, завоеванные на скач­ках, как и в соревнованиях по борьбе, считались самы­ми почетными, их привязывали потом к шеям лошадей-победительниц. Не каждый крестьянин мог держать скаковую лошадь. И бедняки часто в складчину корми­ли подающего надежду скакуна, берегли от тяжелых работ, чтобы он мог участвовать в состязаниях. Сколько было смеха на празднике, когда начинался бег в мешках вокруг майдана или бежали пары спортс­менов, у которых нога одного была привязана к ноге другого! Как не веселиться, глядя на отчаянных джи­гитов, штурмующих гладкий высокий столб или веду­щих бой мешками, сидя на бревне, — кто удержится! Бывало, правда, что эта вот игровая сторона Са­бантуя омрацалась прихотью баев,   богатых   купцов,

которые устраивали состязания, унижавшие достоин­ство их участников. Например, из глубокого блюда, на­полненного простоквашей, надо было достать губами монету. После игр и состязаний начиналось гулянье моло­дежи. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы.

Именно эта часть праздника особенно беспокоила мусульманское духовенство. Деревенские муллы и наи­более религиозные старики разгоняли гулянья, грози­ли молодежи гневом аллаха. По шариату, женщина не должна была присутствовать на зрелищах. А татар­ские женщины приходили на Сабантуй.

Шариат требовал, чтобы невесту и особенно жени­ха выбирали родители. А на Сабантуе молодые люди встречались и влюблялись, сговаривались о свадьбах — этот праздник будто специально был создан для таких встреч. Редко какой парень, выступая на состязаниях, не лелеял надежду понравиться девушке, показать, на что он способен. Присутствие девушек на Сабантуе вдохновляло джигитов. Начиная со второй половины XIX века служители культа пытаются взять этот праздник в свои руки, при­дать ему религиозную окраску, но из этого ничего не получилось. Есть у Сабантуя одна особенная черта: его прибли­жения с нетерпением ждал не только татарин, он был желанным и для русского, и для чуваша, и для марий­ца. Словом, для всех, кто жил тогда в Казанской гу­бернии, он постепенно сделался праздником межнацио­нального общения. И в этом его разительное отличие от религиозных праздников, которые разделяли людей разной веры. На религиозный праздник татарин не мог пригласить русского — этим он оскорбил бы его участ­ников и скомпрометировал себя. А на Сабантуй при­глашал. Ни проповеди мулл и ишанов, ни политика православных миссионеров не могли помешать основан­ному на общности хозяйственной жизни дружескому общению живших бок о бок татар и русских. Дружба |.ггарских и русских семей, даже целых деревень про­должалась в нескольких поколениях.

В самой организации Сабантуя был заключен глу­боко гуманный принцип — не обидеть, не оскорбить, не унизить ни единого его участника. По неписаным законам и обычаям, выработанным народом, никто из пришедших на этот праздник не должен был уйти с тя­желым сердцем, с обидой: например, обязательно на­граждали бегуна, повредившего ногу, вручали приз коню, который приходил на скачках последним. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила жизнь татарского народа. Естественно, что и некоторые обычаи, вытекавшие из особенностей прошлой его жизни, стали исчезать, забы­ваться, появились новые обычаи, органически связан­ные с сегодняшним днем. А Сабантуй остался. Все лучшие традиции этого народного праздника сохранились, но вместе с тем он обогатился новым, со­циалистическим содержанием. Изменилось время про­ведения праздника. Теперь он бывает в начале лета, после завершения весенних полевых работ, когда в на­пряженном колхозном труде появляется небольшая пе­редышка — перед началом косовицы. Торжества при­урочивают к годовщине образования Татарской АССР — 25 июня. Сначала проходят празднества в де­ревнях, потом в районном центре, а ближе к юбилей­ной дате — в столице республики. Произошли изменения в ритуале Сабантуя. В не­которых районах он открывается парадом участников Отечественной войны, ветеранов труда и спортсменов. К традиционным национальным играм и состязаниям прибавились легкая атлетика, футбол, волейбол и т. д.

Жизнь вносит и другие изменения и новшества в ход Сабантуя. Но они не лишили его традиционного своеобразия. Для Сабантуя характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Здесь каждый из присутствующих в любой момент может включиться в состязания или выступить с песней, с танцем, показать свой талант. Праздник веками прославлял труд зем­ледельца, заряжал хлебороба энергией перед самым от­ветственным моментом полевых работ, и о сохранении именно этого духа Сабантуя заботятся его организа­торы.

...Если вам предстоит поездка в Татарию — приез­жайте туда в июне. И вы увидите красочный, увлека­тельный народный праздник Сабантуй. Древний празд­ник волжского пахаря стал праздником всех трудящих­ся нашей республики. Он национален, ибо родился на земле волжских татар. Но он и глубоко интернацио­нален, ибо в этом празднике принимают участие все народы, живущие в Поволжье. Впрочем, Сабантуй празднуют теперь и в Свердловской, Пермской, Горь-ковской, Курганской, Челябинской и других областях. Даже в Москве, в Измайловском парке. Празднуют как торжество содружества народов нашего многонацио­нального государства, как гимн свободному труду.

М. Магдеев,

доцент Казанского университета

 

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.