Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ПРАЗДНИКА ТОРЖЕСТВЕННАЯ РАДОСТЬ

Прежде всего определяется конкретный трудовой кол­лектив для проверки жизненности, признания населени­ем нового обряда, его обсуждают на местах, учитывают критические замечания и пожелания. После этого рес­публиканский совет приступает к повсеместной пропа­ганде и распространению обряда среди населения. В этой работе упор делается на то, чтобы каждый новый обряд и ритуал, рекомендуемый советом, помимо заполнения досуга людей, оказывал нравственное воз­действие, содействовал обогащению их духовного мира, развитию чувства гражданственности, укреплял связь поколений и дружбу народов.

Советы по пропаганде и внедрению в быт новых об­рядов, ритуалов и праздников созданы при обкомах, горкомах и райкомах партии, в крупных первичных ор­ганизациях. Кроме того, в большинстве городов, в колхозных и совхозных поселках созданы советы старейшин, общественные группы и комитеты по внедрению в жизнь новых обрядов и ритуалов. В их работе принимают уча­стие представители партийных, советских, общественных рганизаций, старые коммунисты и молодежь, ветераны .руда и войны, пенсионеры. В Узбекистане, как и в других республиках нашего :многонационального государства, популярны дни, недели, декады литературы и искусства братских республик, выливающиеся в праздники интернациональной дружбы народов Советского Союза; фестивали музыки, кино, песни и танца братских народов, обогащающие духов­ную культуру масс, различные формы трудовой взаимо­помощи, ставшей, как показал пример восстановления Ташкента, межнациональной традицией советских людей.

Кроме социалистических традиций, общих для всех народов нашей Родины, большое распространение в республике получили   местные   обычаи   и   традиции.

К числу новых трудовых народных праздников, связан­ных с земледельческим календарем и получающих все большее распространение в Узбекистане, относится, на­пример, праздник урожая — Хосил-байрами. Он симво­лизирует завершение уборки урожая, подведение ито­гов кропотливого труда хлопкоробов, возвеличивает и прославляет их трудовую доблесть. Праздник сопровож­дается спортивными состязаниями и играми — нацио­нальной борьбой, скачками и т. д., в которых принима­ют участие тысячи колхозников и спортсменов. Перед хлопкоробами выступают известные артисты, писатели, поэты. Этот праздник проводится не только в колхозах и совхозах, но и в районных, областных центрах и в Ташкенте. В нем участвуют гости из братских рес­публик.

Многие добрые обычаи и традиции узбекского наро­да, прошедшие проверку временем и жизнью, связаны е трудом хлопкороба. Посвящение в хлопкоробы, как и окончание сбора хлопка до последней коробочки, отме­чается торжественно, с традиционными обрядовыми эле­ментами, дошедшими до нас из глубины веков и отра­жающими огромное уважение к кропотливому труду земледельцев.

За последние годы во многих районах республики по­явились и другие новые традиции, также связанные со сбором «белого золота», — Праздник первых всходов, Праздник первой коробочки, Праздник последней борозды. В 1967 году родился новый праздник — Первый хлопок — почетный гость, который проводится на поле­вом стане, в красном уголке. Здесь хлопкоробы честву­ют первый урожай, сборщикам вручается вымпел с над­писью «Хозяин первого хлопка года».

Огромное значение для преобразования быта людей на социалистических принципах имеют новые формы проведения семейных торжеств. Известно, например, ка­кую роль в жизни людей играет свадебное торжество. По старинным обычаям в семье, где собирались женить сына или выдать замуж дочь, к этому событию готови­лись годами, копили деньги, вещи. Но львиную долю накопленных средств пожирало ритуальное свадебное пиршество — той, который длился несколько дней. Ра­зорительные свадьбы, выкуп невесты — калым, неред­кие ссоры и обиды на этой почве между родными же­ниха и невесты — все это уходит в прошлое.

Теперь и в городах, и в колхозах, и совхозах свадь­бы все чаще проводятся по-новому. В Ташкенте и дру­гих городах республики открыты Дворцы бракосочета­нии, которые называют Вахт уйди — Дома счастья. Сва­дебный обряд проходит здесь красочно, волнует, запо­минается на всю жизнь. Радио и телевидение часто ве­дут передачи с места события, такие репортажи поль­зуются большой популярностью у молодежи, все больше молодоженов отмечают это событие по новому ритуалу. С подготовкой молодых людей к семейной жизни связаны и ставшие в республике традиционными еже­месячные телепрограммы «Кизлар давраси» («В кругу девушек»). Каждая передача посвящена определенной теме: «Как красиво одеваться», «Долг перед родителя­ми», «Как должна вести себя в доме молодая невестка-хозяйка», «О скромности», «Мечта молодых». Большое и счастливое событие для родителей — рождение ребенка. В прошлом торжества и по такому случаю сводились к разорительным многодневным пир­шествам. И теперь еще дает себя знать эта непригляд­ная «традиция». Ей противостоит все прочнее входящая в быт торжественная регистрация новорожденного. Рож­дение нового гражданина отмечается в клубе, с участи­ем общественности.

На праздниках и семейных торжествах частые гос­ти —"корреспонденты радио и телевидения. Но они не ограничиваются только показом того, что заслуживает поддержки и распространения. Выходят в эфир сатирические и юмористические передачи, критикующие носи­телей пережитков старины.

Такие передачи и многие другие формы популяриза­ции нового и критики отжившего, в которых участвуют ученые и поэты, артисты и журналисты, умудренные опытом жизни аксакалы, несут в себе большой заряд нравственного и эмоционального воздействия на умы и чувства молодежи. Они поднимают проблемы преем­ственности традиций, прививают юношам и девушкам любовь к труду, воспитывают у них чувство благодар­ности и признательности к старшим, к добрым обычаям и ритуалам. Для популяризации новых обрядов и традиций в республике массовыми тиражами изданы комплекты плакатов, фотоальбомы «Новая жизнь — новые тради­ции», «С чего начинается Родина», популярные бро­шюры с текстами сценариев и описанием опыта прове­дения наиболее распространенных обрядов и ритуалов. В 1973 году издана монография, обобщающая опыт этой работы. Конечно, то, что сделано в Узбекистане, — только начало большого, важного дела. Пережитки прошлого, отжившие представления и нормы поведения, долгое время освящавшиеся исламом, еще держатся в быту людей, и для перестройки его на социалистических на­чалах делается многое и предстоит проделать большую работу. Прочное утверждение в быту новых традиций, обря­дов и праздников духовно возвышает людей, помогает молодежи выработать активную жизненную позицию, сознательное и ответственное отношение к обществен­ному долгу, нетерпимость ко всему отжившему, проти­воречащему сути нашего общественного строя. Это важ­ный участок той многообразной работы по нравствен­ному воспитанию советских людей, значение которой подчеркнул XXV съезд КПСС.

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.