Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

МУЗЕЙ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ

Над Москвой опустился вечер. Давно окончились расходятся по домам малыши из групп продлен­ного дня. Только окна второго этажа ярко светятся в вечерних  сумерках.  Сегодня  вторник.  В  этот день двери 29-й школы имени А. С. Грибоедова открыты для всех, кто хочет познакомиться с музеем боевой славы.

Этот музей школьники и их наставники создали в память о своих предшественниках — курсантах Второй специальной артиллерийской школы, которая до Вели­кой Отечественной войны размещалась в этом здании. Медленно поднимается по ступенькам пожилая жен­щина с букетиком гвоздик. Она подходит к мемориаль­ной доске, на которой золотыми буквами высечены име­на бессмертных героев, снова и снова задерживает взгляд на одном из них'.' Немного постояв, идет дальше, к музейным витринам, и надолго останавливается у той, где под стеклом лежит старое пожелтевшее пись­мо: на листке бумаги не только строчки, но и рису­нок — фронтовая землянка. Тут же высохший цветок — Диомид Великолюд сорвал его у входа в землянку и отправил матери в письме...

Диомид — ее сын, не вернувшийся с войны. На сви­дание с ним, с его письмом приходит она сюда...

Галина Николаевна Великолюд первой откликну­лась на просьбу ребят помочь установить имена друзей ее сына, не вернувшихся с войны. И теперь каждый вторник она бывает в школе. На встречу с юностью приходят в музей офицеры и генералы, бывшие курсанты и выпускники Второй спе­циальной артиллерийской. Рядом с ними стоят сего­дняшние старшеклассники. Они, основатели и храните­ли музея, многое сделали в нем своими руками. И все же каждый раз гордость от встречи с подвигом пере­полняет их юные сердца.

Школьный музей боевой славы имеет свою более чем десятилетнюю историю. Первым шагом было от­крытие в 1965 году «условной» мемориальной доски с 29 фамилиями погибших защитников Родины. В тот же день приняли решение через год открыть музей. Был создан совет будущего музея, в него вошли выпускники артшколы — ветераны войны, учителя и учащиеся. Возглавил его полковник запаса, бывший старший во­енный руководитель артшколы и нынешний военрук Ефим Ильич Левит. Он вернулся в школу после 30-летней службы в армии. Среди бывших учеников 2-й артиллерийской ока­зался профессиональный художник. Подполковник за­паса, начальник артиллерийской разведки Юрий Ва­сильевич Ряховский стал хорошим другом ребят. Спе­циально для музея он написал панно, рассказывающее о боевых буднях артиллеристов. Он создал оригиналь­ный макет оформления музея, познакомившись с кото­рым семьи воинов поверили в серьезность начатого де­ла и стали передавать в музей фотографии, письма, личные вещи и боевые награды погибших. У совета му­зея начались горячие дни. Внимательно изучали всё поступившие материалы, составляли подписи к ото­бранным   экспонатам, тексты к разделам   экспозиции.

Прошел год. 8 мая 1966 года, в канун Дня Победы, состоялось торжественное открытие мемориальной до­ски: «Вечная слава павшим товарищам, воспитанникам 2-й артиллерийской школы, отдавшим жизнь за свобо­ду и независимость нашей Родины». На белом мраморе имена людей, шагнувших из юности в бессмертие: Алексей Бабурин, Тимур Фрунзе, Евгений Крейн, Вла­димир Голомидов, Владимир Осадчий, Юрий Куз­нецов...

Первым экспонатом музея и его символом стала 76-миллиметровая пушка — подарок маршала артил­лерии К. П. Казакова. Другим бесценным даром было Красное знамя артшколы, переданное на вечное хране­ние 29-й школе. С этим знаменем курсанты-артиллери­сты в праздники проходили парадным строем по Крас­ной площади.   Теперь возле знамени октябрят прини­мают в пионеры, проходят торжественные пионерские линейки, здесь слушают рассказы о подвигах.

Трое выпускников артшколы удостоены звания Ге­роя Советского Союза: Тимур Фрунзе и Михаил Либ-ман — посмертно и ныне здравстующий майор запаса Степан Матвеевич Новичков, сбивший 29 фашистских самолетов. В числе экспонатов музея Золотая Звезда Героя Ми­хаила Либмана. Майор, 23-летний командир артилле­рийского полка, погиб в Польше. В школе он писал стихи. Одно стихотворение, написанное на красном листке тетрадной обложки, всю войну было с авто­ром. Простреленное, с выцветшими от времени черни­лами, оно вернулось в школу. В Венгрии при форсировании Дуная погиб Борис Сергеев — постоянный редактор школьных газет. Юно­ша был отличником, прекрасно рисовал. Под стеклом витрины лежит трубка Бориса Сергеева, которую он называл трубкой мира и мечтал раскурить с дру­зьями после победы. Отец Бориса, генерал-майор артиллерии Артем Федорович Сергеев, отвез тело сына в танке, чтобы похоронить на родной земле. На могиле воина в Тирасполе стоит памятник — боевой танк Т-34.

Другой экспонат витрины — портсигар с рваной вмятиной. У него тоже своя история. Еще до войны курсант Евгений Черенков подарил его своему другу Всеволоду Кореневскому. Война разлучила друзей. Ар­тиллерийский офицер Всеволод Кореневский сражался под Сталинградом. Портсигар с документами он хранил в нагрудном кармане. Однажды в нескольких шагах от Кореневского разорвался снаряд. Офицер упал, оглу­шенный взрывом. Когда пришел в себя и внимательно осмотрел пробитую шинель и телогрейку, нашел острый осколок, врезавшийся в портсигар. Так подарок друга спас ему жизнь.

. Для многих мальчишек овеян славой образ Володи Осадчего. В тяжелом 1941-м он оборонял от фашистов наблюдательный пункт. В бою потерял руку, но, исте­кая кровью, бросился вперед, увлекая за собой бойцов. И гитлеровцы отступили под яростной атакой артилле­ристов. После госпиталя Владимира отправили домой. Но лейтенант забинтовал протез и вернулся в полк, объ­ясняя, что под повязкой заживают раны. Так он воевал несколько месяцев, сохраняя тайну, но она все же от­крылась. Храброго офицера оставили заместителем командира дивизии.

В ноябре 1942 года Ефим Ильич Левит приехал к командиру артиллерии 65-й армии. В этот день группе офицеров должны были вручать ордена. Вошли четве­ро. У одного левая рука в кармане. Левит хотел сде­лать замечание младшему по званию за небреж­ность — и вдруг узнал своего ученика Володю Осад­чего. Некоторое время они вместе воевали, потом их фронтовые дороги разошлись, и больше свидеться не пришлось. Владимир Осадчий с войны не вернулся.

Не раз старший военрук 2-й артшколы встречал на полях сражений своих воспитанников, с ними участ­вовал в боях и всякий раз с удовлетворением отмечал, что школа дала им отличную закалку, заложила осно­вы стойкости и патриотизма.

Военрук Ефим Ильич Левит заботливо растит сво­их нынешних питомцев, как когда-то воспитывал юных артиллеристов. Он обучает школьников военной подго­товке, ставшей учебным предметом у старшеклассников, создает характеры воспитанием воли, ставит в пример тех, чьи портреты висят в музее.

И уроки Е. И. Левита не проходят даром. Выпуск­ник 1972 года курсант Высшего военно-морского учили­ща имени М. В. Фрунзе Петр Верпаховский прислал своему наставнику письмо, в котором говорится: «Имен­но работа в совете музей помогла мне выбрать профес­сию». И такие письма не редкость.

Пионеры Алеша Власов, Алеша Зюзин, Коля Каныкин уже сейчас мечтают стать летчиками, танкистами. Они хорошо знакомы с экспонатами школьного музея, отлично знают судьбу каждого павшего героя, волну­юще рассказывают их короткие, но яркие биографии и, конечно, мечтают быть на них похожими.

Следопыты продолжают работу. Архивы музея по­полняются все новыми и новыми материалами. Если вначале ребятам были известны судьбы лишь 70 вы­пускников артшколы, то теперь они ведут переписку с полутысячной армией бывших ее учеников, а от них узнают новые имена героев.

Долгое время товарищи ничего не знали о судьбе Бориса Александровича Войпа, его считали погибшим. И вот школу облетела весть: Борис Александрович жив! По приглашению совета музея он приехал на тра­диционный сбор. Учащиеся встретили его радостными аплодисментами. А на белой мраморной доске одной фамилией стало меньше.

Пионерские отряды школы соревнуются между собой за право носить имена героев-курсантов. Чтобы полу­чить это право, недостаточно только хорошо учиться. Надо еще собрать необходимые материалы о полюбив­шемся герое, узнать, каким он был, как погиб, если требуется, помочь его семье.

С поиска семей погибших началось тимуровское дви­жение в школе. Был создан специальный штаб. За год установили связь почти со всеми родственниками за­щитников Родины — бывших выпускников артшко­лы. Тогда же узнали, что несколько человек живут оди­ноко, и стали их навещать, помогать дома. Многие из нынешних десятиклассников стали самыми близкими и дорогими друзьями в доме у В. А. Новосельцева. Сын

Владимира Аркадьевича Юрий — выпускник артшко­лы 1942 года — погиб под Сталинградом. Его имя но­сит комсомольская организация десятого класса.

Тесная дружба завязалась между учениками 4-го класса «А» и сестрой Юрия Кудрявцева Лидией Валентиновной Ливановой. Однажды, побывав на экс­курсии, которую проводила комсомолка 8-го класса Светлана Задыкьян, ребята несколько дольше задержа­лись возле фотографии Юрия Кудрявцева. Им понра­вился курсант с застенчивой улыбкой. Товарищи по школе и фронту рассказывали, что он все знал, все умел, в трудные минуты поддерживал друзей шуткой, ободряющим словом. Юрий Кудрявцев пал смертью храбрых под Сталинградом.

Пионеры решили завоевать своему отряду право но­сить имя Кудрявцева. Лидия Валентиновна помогла создать в классе уголок героя, подарила ребятам книги, драгоценные сувениры, которыми дорожил ее брат. Четвероклассники стали подтянутыми, требовательными к себе, в классе повысилась успеваемость. И вот на­стал день, когда на торжественной линейке возле зна­мени 2-й артшколы отряд получил право носить имя курсанта Кудрявцева и дал обещание во всем подра­жать ему.

Материалы музея широко используются на уроках истории и литературы. Иногда уроки проходят прямо в музее. И не случайно большинство школьников свои сочинения на тему «Герои-комсомольцы» посвятили боевому подвигу Августа Алексеевича Мишина. О фрон­товой жизни этого человека ходят легенды. Ныне Ав­густ Алексеевич профессор, доктор юридических наук, в прошлом участник обороны Москвы. Он частый гость школы, ребята слушают его затаив дыхание.

...Летом 1943 года разведчик лейтенант Мишин пос­ле выполнения задания возвращался в часть. В ле­су наткнулся на вражеский патруль. Пришлось выпол­нить команду, поднять руки, а в голове молниеносно проносились тысячи мыслей о побеге. Смелый и находчивый, Мишин сумел перехитрить своих кон­воиров.

Ученица седьмого класса Оля Кравченко так закон­чила свое сочинение: «Это, безусловно, был подвиг. Как свойственно русским людям, офицер совершил его с беззаветной отвагой. Он убил одного врага и обез­оружил второго. Но разведчик спасал не столько свою жизнь, сколько те важные сведения, которые он должен был сообщить своей части».

Отправляясь в походы по местам боевой славы, встречаясь и беседуя с ветеранами, принимая участие в тимуровском движении, сегодняшние школьники стре­мятся быть похожими на курсантов 2-й артиллерийской. Огромное удовлетворение получают они при мысли, что помогли сотням людей, десятилетиями не знавших о судьбе друг друга, встретиться со своими школьными и фронтовыми товарищами.

Музейным экспонатом стал самодельный значок: на орденской ленточке изображена эмблема 2-й специаль­ной артиллерийской школы. Такие значки совет музея приготовил для участников первой встречи. Теперь, выполненные в металле, они хранятся у всех родствен­ников невернувшихся героев, у всех ветеранов войны, учителей и выпускников 29-й школы. Их с гор­достью носят экскурсоводы музея. По этим значкам учащиеся всех выпусков узнают друг друга.

Сегодня опыт музея боевой славы школы имени А. С. Грибоедова всесторонне изучается другими школьными и народными музеями. А его совет и бес­сменный руководитель Е. И. Левит продолжают вести поиск бесценных реликвий во имя того, чтобы не бы­ло безымянных героев, чтобы дети учились на примере старших, росли нравственно стойкими и гото­выми к подвигу.

Если вначале в совет музея входило 12 человек и им помогали 80 комсомольцев и пионеров, то сегодня в поиске принимает участие практически вся школа. Руководитель музея и его помощники строят новые пла­ны по расширению экспозиции.

...Каждый вторник На втором этаже школы светят­ся окна. В этот день музей боевой славы открыт для всех.

И. Евсикова

 

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.