Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Несколько советов по правилам этикета

Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл. Поэтому начать о них разговор надо с истерии.

Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В древнем Китае,, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если двое по очереди не соглашаются пройти в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незаконное» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз. В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомцами, японец считает себя вправе относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени и локти, обменяться пинками с соседом. На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а в свод предписаний стали оформляться сравнительно недавно. В XVI веке появился уже упомянутый в этой книге сборник под названием «Домострой». В советское время «Домострой» приобрел славу ненужной книги, все ссылки на него носили лишь нарицательный оттенок. Однако этот ценнейший памятник средневековой культуры был в свое время прогрессивен. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. «Домострой» рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рецепты по народной медицине. Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Весьма интересна, например, 15-я глава, которая называется «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой». Здесь, помимо подробных кулинарных советов есть наставления и самим гостям: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна: во многом питии, в долгом сидении рождается брань, свара и драка. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последним! Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра и в этом своем небрежении изгрязнишь себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или кошельке, их вытащат, а ножи заберут. Видишь сам, какой позор, укор и ущерб тебе от чрезмерного пьянства». Рассказывал «Домострой» и о том, как воспитывать детей: «А пошлет Бог кому сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих. Учить их страху божьему и вежливости, и всякому порядку. По возрасту учить их -рукоделию: отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин. Любить и хранить их, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывая детей в юности, упокоит тебя в старости твоей. Хранить и блюсти чистоту телесную от всякого греха и хранить их как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешат по отцовскому или по материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного Суда». Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, что если человек Богу угоден, чист и нравствен, то он всегда будет поступать правильно. В кратком Катехизисе русского народа за 1837 год можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо —она заложена в человеке при его рождении. «Следствием нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть русские — нравственны». Через 22 года после опубликования Катехизиса, т. е. в 1859 году вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений о русской нравственности. Более того, в этом журнале публикуются конкретные педагогические советы. «Как воспитывают в институтах? — рассуждает один из авторов. — Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека прежде, чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас — сына за заслуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип». Помимо общих воззрений на вопросы воспитания журнал давал советы о том, как вести себя в обществе. Вот наиболее яркие выдержки из журнала:

«Одни едят ножом, другие лезут своею ложкою в общее блюдо, третьи берут рукою до чего надо дотрагиваться только вилкою, кто обтирает нож о хлеб, кто его режет, кто ломает. У одного с усов суп течет в тарелку, а другой обрызгивает себя и соседей, такое поведение не должно быть».

«Не плюй в небо, тебе на лицо упадет».

«Не выказывай своего ума за счет других, его и так заметят, а показывай доброту своего сердца».

«Настоящий талант обыкновенно скромен, а ставить в строку каждое слово и принимать к сердцу всякую малость — значит отравлять наилучшие отношения».

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на крестинах, именинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, журфиксах (назначенный день приема гостей в буржуазной семье), на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и другие. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо приподнять шляпу, а когда поцеловать даме руку, Вы можете не снискать симпатий окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

 Источник: "Праздники в вашем доме" (В.П. Исаенко)

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.