Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Первая ступенька во взрослую жизнь

Совершеннолетие подростка и полноправие не одно и то же. По достижении 16 лет молодежь приобретает лишь часть прав и обязанностей, фактическое же социальное совершеннолетие молодых людей наступает по достижении ими 18 лет. В этот период молодежь помимо права на труд приобретает право на участие в выборах, право на создание семьи. На Руси совершеннолетие определялось тем, что отец давал сыну лук со стрелами и говорил: «Ступай, промышляй сам о себе». О подростке переставали заботиться, высылая за пределы дома.

Обряды, относящиеся к совершеннолетию девушки, носили совсем иной характер. Их основное назначение — объявить соседям о ее половой зрелости, о том, что девушку можно сватать. В связи с этим в некоторых местах обряд вошел в состав  свадебных. Заключался он в том, что девушка до момента половой зрелости обычно ходила лишь в рубашке, подпоясанной шерстяным пояском. Когда же ей исполнялось 15— 16 лет, в назначенный день она должна была надеть платье взрослой невестящейся девушки. Девушка вскакивала на лавку и ходила по ней, а мать подставляла ей поневу (юбку) и приговаривала: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». А девушка каждый раз отвечала: «Хочу — вскочу, хочу — выскочу!». После этого она вскакивала в поневу, которую и надевали на нее. Затем шло угощение и дарили подарки. В этом обряде сохранились элементы «испытания» — попадет девушка в юбку или нет. (В некоторых местах юбка заменялась поясом, который клали в виде кольца на пол.) В Черниговской губернии по поводу совершеннолетия девушкам устраивали угощение, над домом вывешивали белый флаг, а именинницу возили на санках по деревне с криками: «Поспела, поспела».

Детям не надо искать причины для счастья, они умеют быть счастливыми и радостными без всякого повода. Но не столько для счастья, сколько для памяти им нужны праздники. Особенно это относится ко дню совершеннолетия. Народная мудрость гласит: «жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились».

16-летие — праздник двойной: праздник родителей, которые воспитали гражданина страны, хорошего человека, будущего продолжателя рода человеческого, своего помощника, и праздник детей, которые с нетерпением ждут минуты, когда их официально будут считать взрослыми людьми. Сначала их от этого события отделяет год, месяцы, неделя... И вот наступает тот самый день, когда подросток делает решительный шаг из страны детства во взрослую жизнь. Обыграйте этот переломный день в его жизни. Разместите в комнате все атрибуты детства Вашего ребенка, посадите за столик его любимые игрушки, оформите газету с фотографиями, отражающими ступени его роста и взросления. Хорошо бы поместить в газету его первые, еще неправильные слова, смешные выражения, первые стихи, тетрадь с первыми отметками—все то, что хранилось и собиралось родителями в течение 16 лет.

Можно нарисовать генеалогическое дерево — родословный корень. Если посмотреть на корень дерева сверху, то его сердцевина окажется посередине, а мелкие корешки будут расходиться в стороны: вправо отцовские корни, влево — материнские. Внутренний круг — родительский, следующий — дедово-бабушкин, потом прадедово-прабабушкин и т. д. В некоторых семьях хорошо знают и хранят историю рода. Передача его в виде свитка совершеноолетнему ребенку — акт торжественный. В этот день родители могут подарить альбом для рисования с надписью: «В день 16-летия». В альбом гости впишут свои пожелания, нарисуют дружеские шаржи. И этот «дешевый» подарок останется на память на всю жизнь.

В день своего рождения подросток наверняка захочет пригласить друзей. Это надо делать заранее, чтобы друзья успели скорректировать свои планы. Следует продумать список приглашенных, ведь испортить праздник неудачным подбором гостей очень легко.

Не стоит приглашать к себе ребят, которые не переносят друг друга. Этим их можно поставить в трудное положение. Не надо приглашать и тех, кто не умеет себя вести. Грубостью и бестактностью они испортят настроение другим.

Собирая гостей, следует считаться с общностью их интересов, стараться, чтобы люди подошли друг другу. Если среди гостей есть интересные личности (хороший рассказчик, коллекционер, любитель петь или играть на каком-либо инструменте), продумайте, когда на вечере будет уместно . предоставить им возможность продемонстрировать свои достижения. Вечер получится интересным и объединит всех гостей, если Вы устроите игры, в которых сможет принять участие каждый.

Игровая программа.

Игра 1. Восстанови текст. Играющие разбиваются на две команды. Каждый из игроков пишет на бумаге пословицу или небольшой отрывок из стихотворения (об этом договариваются заранее). Затем команда № 1 выбирает любого игрока из команды № 2, которому вручает один из написанных текстов (например, «любишь кататься, люби и саночки возить»). Прочитав текст, выбранный игрок должен изобразить его с помощью пантомимы, а его команда разгадать по мимике и движениям, какой текст написан на бумаге. С момента показа необходимо включить секундомер. Выигрывает та команда, которая затратит меньше времени «на прочтение» текстов.

Игра 2. Будем знакомы. Выбирают ведущего, который тут же уходит за дверь. Кто-нибудь из хозяев праздника объясняет условия игры. МПС — мой правый сосед, и на все вопросы ведущего к участникам игры надо отвечать и характеризовать своего соседа справа.

Когда появляется ведущий, ему дают следующую установку: с помощью самых разнообразных вопросов расшифровать МПС.

Игра 3. Живые картины. Эта старинная игра заключается в том, что надо изобразить сцену из спектакля, из мифов Древней Греции, ну а сегодня и из кинофильма. Участники застывают в неподвижных позах, зрители отгадывают, что они показали.

На домашних праздниках можно использовать разнообразные шуточные тесты, например тест на замер уровня интеллекта. Задание: нарисовать прямую линию и круг. Расшифровка рисунка: если прямая линия в круге — низкий уровень интеллекта, если прямая линия выходит за пределы круга — средний уровень интеллекта, если прямая нарисована отдельно от круга или по касательной — высокий уровень интеллекта.

Психологические тесты могут применяться в самых различных ситуациях. Тесты «Какой у Вас характер», «Умеете ли Вы отдыхать», «Хорошим ли Вы будете хозяином в доме» и многие другие — повод для возникновения серьезного разговора с самим собой. Дело в том, что почти каждый вопрос теста, сформулированный даже в шуточной форме, заставляет человека обратиться к самоанализу, к определению своей жизненной позиции для того, чтобы дать личностный ответ, а не тот, который бы вытекал из общепринятых норм.

Например, на такой вопрос: «Хотели бы Вы одеваться в такой степени оригинально, чтобы все смотрели Вам вслед с удивлением, но без зависти?» многие отвечают «нет». Одни   потому, что любят возбудить зависть и бросить вызов окружающим, другие видят в этом свидетельство плохого вкуса, третьи просто не любят обращать на себя внимание и стараются быть всегда в тени. А некоторые рассуждают иначе: «Я люблю оригинально одеваться и не хочу быть похожей на всех, ищу свой стиль, он пока не устоялся, поэтому многие недоумевают по поводу моих исканий». И этот ответ имеет право на жизнь. Однако может возникнуть такое сомнение: «А какой же ответ правильный, если можно ответить на него и «да», и «нет»?»

Общих правильных и неправильных, ответов нет. В тестах предусмотрено и заложено личностное отношение к той или иной позиции. Поэтому рассуждения должны вестись не путем угадывания правильных ответов, а опираясь на логику своего отношения к каждому конкретному высказыванию.

Есть так называемые формулировки с «двойным дном», над которыми нужно поразмышлять, найти главный смысл предложенной позиции. Например: «Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня». Многие не замечают маленькой приписки «потому что» и сразу отвечают утвердительно. В то время как в позиции заложен принцип «ты мне — я тебе».

Тесты помогают ребятам еще раз убедиться в сильных и слабых сторонах своего поведения, либо усомниться в тех ценностях, которые преобладали ранее. Бывает, что тесты становятся поводом для более серьезного анализа типа «Кто я в этом мире?».

Старшеклассники стремятся к стабилизации своей самооценки. Психологические тесты как бы подводят их, подталкивают к чтению специальной литературы по психологии. При проведении такого рода тестирования его не нужно сводить к обнародованию результатов. Результаты должны остаться в личном пользовании владельца, чтобы он мог еще раз откорректировать свою позицию, наметить пути вытеснения лишнего, которое мешало, но не осознавалось.

Однако следует сказать и о таком явлении, как «абсолютизация тестов». Результаты тестирования не есть панацея от всех бед, их нужно применять в разумных пределах и не относиться к ним как к точным рецептам врача. Дело в том, что психологические тесты не могут соперничать с диагностическими, ориентированными на изучение каждого конкретного человека. Использовать диагностические тесты могут только специалисты. Тесты, публикуемые для широкого использования, недостаточно глубоко «зондируют» личность, они лишь дают приближенные характеристики общего типа, поэтому применять их и использовать лучше всего в игровой ситуации общения.

В старые добрые времена девушки собирались по вечерам на гадания. Существовали гадания под Рождество (25 декабря, здесь и далее даты приведены по старому стилю), Крещение, под праздники Благовещения (25 марта), на Ивана Купала (24 июня), на Покров (1 октября), на день Параскевы-Пятницы (28 октября), Введения (21 ноября), и др. Самыми подходящими днями для гадания считались в народе понедельник и пятница, время — полночь.

Если Вы далеки от предрассудков, то можете устроить гадания в любой день — ив свой день рождения, и на молодежной вечеринке. Гадания, конечно, забава, но порой требуют от ведущего их и знаний, и богатого воображения, и умения интересно рассказывать. В гадании участвуют все присутствующие, и это также создает особую атмосферу. Так, под Рождество девушки собирались ночью в избе, рассаживались по лавкам. Одна из них (ведущая) прятала перстеньки, серьги, ленточки подруг в прикрытое салфеткой блюдо (миску, поднос), туда же сыпала зерна ржи и пшеницы (символ благополучия), угольки (символ домашнего очага), монеты (символ богатства). Потом все начинали петь, а ведущая под каждую новую песню вынимала спрятанные предметы. Что песенка сулила, то считалось предсказанием. Подблюдные обряды (от слова «блюдо») были далеко не единственным видом гаданий. Для того чтобы представить себе другие виды, достаточно вспомнить известную поэму В. А. Жуковского «Светлана»:

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали1; Снег пололи2, под окном слушали3, кормили счетным курицу зерном4, Ярый воск топили». Потом Светлана гадала, глядясь в зеркало, не появится ли суженый. В зеркальце надо было смотреть долго, глаза уставали от напряжения, и вот в нем появлялись тени, образы, фигуры. А та, что гадала, интерпретировала их как могла.

В старину гаданием занималась преимущественно молодежь и относилась к этому как к игре, забаве, удовлетворяющей любопытство и скрашивающей однообразие деревенской жизни. Предметом гаданий служили вопросы об удаче или неудаче, об урожае, о богатстве и бедности, будущей жизни, о погоде, о благополучии близких, но центральной темой гаданий был, конечно, вопрос о замужестве, о том, как сложится жизнь, когда выдадут замуж (более подробно о гаданиях читайте в приложении). О танцах, которые так любит молодежь, следует сказать особо. Виновнику торжества надо подумать о них заранее — подобрать пластинки или магнитофонные записи таким образом, чтобы танцевальная программа имела как бы свой сюжет: начиналась с медленных танцев, потом шли быстрые, более динамичные и заканчивалась спокойными мелодиями. Такая программа не позволит превратить вечер в танцы до упаду, когда с гостей градом льет пот и они стоят такие красные, как будто накосили стог сена. При выборе мелодий необходимо учесть вкусы гостей и даже их таланты. Если среди приглашенных должна быть только одна пара, которая прекрасно танцует вальс, следует и его включить в программу, дав этой паре возможность показать себя, а остальным гостям на нее полюбоваться.

Танцы должны перемежаться играми, тестами, показом слайдов, ну и, конечно, застольем, без которого вряд ли обойдется такое торжество.

Ну а как пригласить на танец? Выбирать партнершу нужно незаметно, не окидывая взглядом с головы до ног каждую гостью. Приглашая на танец, следует подойти к девушке, слегка поклониться и попросить разрешения пригласить ее. Можно это сделать безмолвно, только поклонившись.

В ответ девушка выражает свое согласие улыбкой или кивком головы. Заносчивая гримаса свидетельствует лишь о плохом воспитании.

Если девушка уже обещала этот танец, она благодарит пригласившего и кратко объясняет, что танец уже обещан. В таком случае следует поклониться и отойти в сторону. Если все же молодой человек непременно хочет танцевать с этой партнершей, он может пригласить ее вторично. После второго отказа надо понять, что приглашать девушку на танец больше не стоит.

Направляясь к танцующим, молодой человек пропускает даму вперед, а если есть место, то идет с правой от нее стороны.

Танцевать можно молча, но все же вежливее занять партнершу беседой, начав разговор с банального вопроса: «Какой танец ты (Вы) любишь (те) больше всего?». По окончании танца (а его следует дотанцевать до конца) молодой человек провожает даму до ее места.

Но вот вечер закончился. Партнёр, который танцевал с девушкой последним, должен предложить проводить ее домой. Получив согласие, он провожает девушку в коридор, где помогает снять с вешалки и надеть верхнюю одежду. Тек каким либо причинам молодой человек не может этого сделать, девушка сама предлагает проводить ее до остановки такси, автобуса или любого другого транспорта.

 Источник: "Праздники в вашем доме" (В.П. Исаенко)

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.