Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Советские трудовые праздники и их гуманизм. Часть- 2

Говоря о праздниках производственно-промышленных коллективов, стоит напомнить практику культурно-массовой работы по типу праздничных передач Центрального телевидения «От всей души». Эти передачи пользуются популярностью среди населения, поэтому праздничное культмассовое мероприятие «От всей души» регулярно организуется на разных предприятиях, в колхозах и совхозах. На торжествах типа «От всей души» основное внимание уделяется истории становления производства и его достижениям, а главное — его людям, их трудовым делам.

Праздником не только членов производственного коллектива, но и всех жителей стало чествование первых ряжских коммунаров. Оно было организовано Алешипским отделением совхоза «Плодовод» Рязанской обл. 17 июля 1977 г. в честь ветеранов коммуны «Коминтерн». Коммуна возникла в 1918 г. и была одной из первых коммун молодой Советской России. В честь 60-летия Октября, накануне уборки урожая было устроено торжество, на котором ветераны-коммунары рассказали историю коммуны, среднее поколение нынешних тружеников поделилось современными достижениями совхоза. Затем чествовались молодые механизаторы.  Им были повязаны ритуальные красные ленты, посвящающие в хлеоорооы. а старый коммунар С. Ф. Маслюков вручил им по горсти родной земли.

Торжество в с. Алешине удачно сочетало в себе мероприятие общественно-политического звучания с праздником, в который органично вплелись уже устоявшиеся теперь обряды и обычаи: вручение ветеранам-коммунарам караваев хлеба, выпеченного из выращенного на родной земле зерна; минута молчания в память героев-односельчан, погибших на фронтах Отечественной войны; посвящение молодых механизаторов в хлеборобы. Атмосфера праздника была притягательна своей жизненностью и одухотворенностью. Каждый присутствовавший был соучастником, сопереживателем торжества. Ведь речь шла о его родном крае, его соотечественниках, об историк я труде родного края и шире — всей отчизны.

В трудовых праздниках нашего времени большое место    отводится    трудовой    преемственности   поколений. К ним относится посвящение юношей и девушек в молодые  рабочие,   строители,   механизаторы и т. д. К таким праздникам всегда готовятся заранее: на торжество приглашают ветеранов труда, организуют выставки, рассказывающие об истории производственного объединения и его достижениях, произносят торжественные речи и напутствия.    Посвящаемым   преподносят   памятные   подарки, в их честь дают концерт художественной  самодеятельности. Как правило, организаторы таких посвящений стараются,   чтобы   вся  обстановка   создавала   у  собравшихся соответствующий  задушевный  настрой.   Результатом  же всего праздника является ответственность людей за ход производственных дел, за воспитание новых поколений работающих.

Идея преемственности поколений нашла отражение в праздниках встреч разных поколений. С праздниками поколений перекликается традиция чествования трудовых династий: «Преемственность у станка, в поле,— писала газета „Правда",— интерес не только семейный. Она приносит огромный социально-экономический выигрыш для всего общества. За этим явлением — безболезненное „вживание" новичка в коллектив, крепкая дисциплина труда, сокращение текучести кадров. Неоценимо воспитательное значение рабочих династий, у которых, как правило, понятие фамильной чести всегда смыкается с честью всего коллектива. Их пример показывает, что многолетняя привязанность к одному делу, к одному предприятию всего верней приводит человека к профессиональному совершенству, общественному признанию» 25.

Наш народ славится трудовыми династиями. Ими заслуженно гордятся. Особая традиция чествования трудовых династий сложилась на Украине. Своеобразие ее — в масштабности. Пример этому показал шахтерский город Донецк, где в 1974 г. был впервые проведен слет трудовых династий.

Во многих коллективах учреждено звание «Заслуженная трудовая династия», введены Книги Почета трудовых династий, а на Пермском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина учреждена «Золотая книга рабочих династий».

Нельзя не отметить и опыт работы, успешно практикуемый, например, в Советском Таджикистане при проводах на пенсию ветеранов сельскохозяйственного производства.  В этом  случае в республике принято присваивать    звание    «Заслуженный   колхозник».   Сейчас   дома многих старых колхозников, вложивших немало труда в развитие родного хозяйства и воспитание молодежи, украшают  таблички  «Здесь живет заслуженный колхозник». С сознанием ответственности относятся трудовые коллективы и к такому событию, как проводы молодых людей   на   службу  в ряды Советской Армии. Заслуживает внимания опыт Ряжского р-на Рязанской обл., где давно стало   традицией  устраивать   торжественные  проводы   в армию.   Проводы   превращаются   в массовые праздники. Например,   в с. Журавинке парней провожают в армию все  жители. Торжество устраивается в  Доме  культуры, где   собираются   не только родственники и друзья, но и коллектив бригады, в которой работает призывник. В самом г.  Ряжске, на плацу сборного пункта устраивается торжественный митинг,  посвященный проводам  призывников. Стало традицией всем рабочим коллективом поддерживать активные контакты с призывниками (переписка, коллективные чтения солдатских писем, выставки и стенды   под   тематическими   названиями   «Как   служат наши земляки», «Письмо домой» и др.). Такие контакты способствуют возвращению отслуживших в армии в родные места, в старый трудовой коллектив.

Современные праздники, воздающие честь труду, в последние годы дополнились своеобразными трудовыми праздниками, в основе которых — народное прикладное творчество, фольклорные мотивы, национальные традиции в искусстве древних ремесел. Праздник умельцев, проводимый Музеем деревянного зодчества в Костроме, равно популярен среди костромчан и среди туристов. Здесь можно увидеть косарей на сенокосе, весь процесс ручной обработки льна, плетение кружев на коклюшках и многие другие работы, требующие искусных рук. Сходный праздник ремесел на Полтавщине проводится в воспетых Н. В. Гоголем Сорочинцах: на современной Сорочинской ярмарке, как и сто лет назад, предлагают свой товар гончары, бондари, ткачи, пряхи. Любители вкусно поесть могут отведать миргородские вареники и полтавские галушки. Каждый может принять участие в зажигательных украинских танцах.

Дни ремесел систематически с 1976 г. проводит Музей   народной   архитектуры и быта УССР. В это времядемонстрируется изготовление бытовых предметов и произведений декоративно-прикладного искусства. Дни ремесел сопровождаются выступлениями фольклорных коллективов. Последнее время в начале мая и начале сентября музей проводит ярмарки, на которых мастера предлагают свои изделия посетителям.

Дни ремесел стали большими республиканскими праздниками в Литве. В начале 80-х годов неоднократно проводились  дни   гончаров   в   Шяуляе,   дни   кузнецов   в Друскининкае, дни ткачей в Паневежисе, смотры-конкурсы деревянных дел мастеров — в Кретинге и Плунге. Во время этих мероприятий проходят соревнования мастеров, продаются их изделия, сувениры, а самодеятельные артисты веселят гостей песнями, музыкой, танцами. Изюминкой дней ремесел стали ярмарки, организуемые в духе народных традиций. Дни ремесел в Литве сыграли большую роль в продолжении традиций народных промыслов, их творческом развитии. И сегодня, пишет В. Микуличус, «огонек старых ремесел, который когда-то едва теплился, вновь разгорелся ровным пламенем».

Настоящим праздником стали «Дни латгальской керамики», проведенные в апреле 1980 г. в г. Резекне Латвийской ССР. Город Резекне — центр латгальской керамики. К празднику было приурочено несколько выставок, экспозиции которых давали представление об особенностях изделий и творческих склонностях гончаров разных поколений. К выставкам были изданы красочные каталоги, изготовлены памятные керамические медали. На торжественном вечере в Доме культуры Резекне латгальским гончарам были вручены дипломы Всесоюзной выставки произведений мастеров народных художественных промыслов, состоялось чествование юбиляра Адама Капостиня в связи с его 75-летием. Вечер завершился выступлением народных хоровых коллективов.

Праздник «Дни латгальской керамики» включал и торжественное костюмированное открытие ярмарки гончарных изделий в городском парке. В ней приняли участие не только профессионалы-керамисты, но и все, кто любит это искусство. Ведь в Латгалии многие увлекаются лепкой, а гончарные изделия латгальского края украшают и квартиры, и общественные интерьеры. Праздник в честь гончаров стал данью уважения народным мастерам, традициям национальной культуры. Невозможно рассказать обо всем обрядово-трудовом опыте. Но дело не в перечислении праздничных рубрик, девизов, посвящений. Главное в том, что все эти факты — свидетельство того, что труд в нашем обществе является не просто производственной деятельностью, цель которой получить материальные блага. Все больше ценится качество труда в его гуманистическом аспекте, труд, вызывающий ощущение радости, удовлетворенности, духовно обогащающий человека. Провозглашение труда праздником совсем недавно, всего лишь в прошедшем столетии было утопией. Это была мечта не только образованных социалистов-утопистов. Простой русский крестьянин Тимофей Михайлович Бондарев в конце прошлого века, как о чем-то необыкновенном, несбыточном, мечтал о всенародном чествовании простых земледельцев за «хлебное трудолюбие и искусство». Этот крестьянин-утопист изложил свои мысли в трактате «Торжество земледельца, или Трудолюбие и Тунеядство». Над ним Т. М. Бондарев работал в течение последних двух десятилетий своей долгой и многотрудной жизни, переписывая, дополняя и уточняя идеи трактата. Мысли Т. М. Бондарева привлекли внимание Льва Николаевича   Толстого   и  оказали   определенное   влияние   наэтическое учение великого писателя. Лишь благодаря Толстому трактат Бондарева о «хлебном труде» увидел свет в 1906 г., будучи напечатанным в издательстве «Посредник» уже после смерти крестьянина-утописта.

В нашем обществе стали явью утопические когда-то мечтания о славе труду. Именно с трудовыми успехами связана большая часть наших праздников. Они способствуют расширению  действительных  общественных  связей личности, ее гармоничному развитию, закрепляют в трудовом   коллективе   основы рабочего гуманизма.  Духовно богатая   и   многосторонне   развитая  личность — в   центре внимания марксистского учения о гуманизме. Такую личность   помогают   воспитывать наши праздники.  Поэтому важно при разработке сценария праздника добиться того, чтобы ого идеи и содержание отражали трудовые успехи, планы, личные судьбы людей, воспитывали чувство деятельной   гражданственности,   соответствовали  общественной психологии всего коллектива.  В связи с этим будет не лишним вспомнить, как широко используется в культовой    практике    различных    религиозных    организаций стремление  людей   к коллективному сопереживанию. Но лишь пролетарская обрядность, сближая сферу труда и сферу быта, насыщая сознание человека активными жизненными эмоциями, закрепляет успехи, достигнутые в воспитании нового человека, содействует возрастанию единства общества и личности. Это одна из граней комплексного   подхода   к атеистическому воспитанию, в целом к воспитанию   человека   с   активной социальной позицией, которая не только стимулирует трудовой энтузиазм, но и утверждает в  повседневной  жизни благородные  моральные   качества   человека-гуманиста,   человека — строителя нового   общества,   гуманистический   по   своей   сущности, высокий   общественный   престиж   созидательного   труда.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.