Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Новые праздники и обряды Часть- 2.

У разных народов праздничное мироощущение может «выплеснуться» из глубин души по-разному. Оно может обернуться русской частушкой или гуцульской коломыйкой или вдруг предстать импровизацией масок грузинского праздника в честь весны — берикаоба, это могут быть и традиционные скачки под заманчивым названием «Догони невесту!» у народов среднеазиатских и восточных районов СССР. Знаменательно и то, что теперь многие праздники, отмечаемые народами СССР, сопровождаются национальными спортивными соревнованиями, играми, праздниками национальной песни, состязаниями акынов и т. д. Новые гражданские обряды и праздники стали частью социального опыта, своего рода «звеном» в межличностных контактах людей разных национальностей. Они  являются выражением богатства социалистической духовной культуры, ибо в основе их лежат подлинные культурные ценности, выработанные человечеством; они интернациональны, поскольку отражают идеи гуманизма, всестороннего социального прогресса, мира и дружбы всех народов. На современном этапе работа по внедрению новой обрядности есть также один из элементов совершенствования духовной и семейно-бытовой сферы развитого социализма.

Общенародные общественно-политические праздники — интернациональное явление советского образа жизниВ процессе сближения народов СССР, углубления их социального и интернационального единства большую роль играют общегосударственные и международные революционные праздники: 1 Мая, День Победы 9 Мая, День Конституции, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, Международный женский день 8 Марта. Они содействуют формированию общесоветских черт в общественной жизни, труде, быту, помогают воспитанию нового человека и вовлечению его в процесс активного строительства общества. Общественно-политические праздники несут в себе большой интернационалистский заряд. Это еще больше усиливает духовное единство советского народа. Государственные общественно-политические праздники широко отмечаются советскими людьми. Содержание этих праздников все более обогащается победами на трудовых фронтах, гражданским пафосом. В дни общенародных торжеств в концентрированной праздничной форме выливается на площади, улицы, входит в дом каждого человека многообразие социальных и культурных ценностей советского образа жизни. В городах, деревнях, селах, аулах, кишлаках — повсюду чувствуется праздничный настрой, подъем, энтузиазм. Наши государственные праздники давно уже вошли в быт каждого советского человека, стали неотъемлемой частью жизни. Без них не мыслиться наш труд и наши успехи; они давно уже стали теми торжественными рубежами, ориентируясь на которые, советские люди стремятся выполнить производственные задания, подводят итоги социалистическим соревнованиям, строят трудовые и жизненные планы. Стало также традицией объединять радостные события в личной жизни людей с днями всеобщего праздничного ликования, В эти дни играют свадьбы, к ним приурочивают праздники имя наречения малышей, родившихся накануне, организуют встречи друзей, устраивают праздничные вечера.

Семейная или домашне-бытовая часть общественных праздников начала складываться еще в середине 20-х годов. Этнографы отмечают, что формы домашней части праздников и сейчас в наибольшей мере обладают этнической спецификой, которая проявляется в таких элементах, как праздничная пища, застолье, гостевание и др. Общенародные государственные праздники имеют большое воспитательное значение для детей, юношества, для всей молодежи. Они помогают становлению личности, формированию молодых советских граждан — патриотов, интернационалистов, защитников Родины. Давно уже вошло в практику к дням всенародных торжеств приурочивать такие важные события в жизни юношества, как прием в пионеры, пионерские линейки, прием в ряды ВЛКСМ, почетные караулы пионеров и комсомольцев у памятников воинской и трудовой славы, вручение паспорта в день совершеннолетия, проводы в Советскую Армию, посвящение в рабочие и хлеборобы.Ленинские дни, праздник Великой Октябрьской социалистической революции, дни основания пионерской и комсомольской организаций и все другие общественно-политические мероприятия сопровождаются торжественными церемониями у памятников В. И. Ленину. В Латвии, например, во время традиционных республиканских Праздников песни кульминационным событием торжественных шествий участников является возложение цветов к памятнику В. И. Ленину.

Массовые общенародные праздники в честь Первомая, годовщины Октября, Дня Победы, Дня 8 Марта, Дня Конституции СССР, будучи выражением социально-нравственных ценностей советского образа жизни, в то же время имеют свои особенности, связанные с национальной спецификой союзных республик. Сочетание национального и интернационального — характерная черта жизнедеятельности нашего общества. Эта черта ярко отражена в каждом общегосударственном празднике. В праздничные дни звучит музыка народов СССР, манифестанты, участники карнавальных шествий одеваются в традиционные национальные одежды советских народов. В торжества включаются различные празднично-обрядовые старинные игры. Органичной частью общенародных гуляний стали национальные виды спортивных соревновании, исполнение народных песен. Национальное своеобразие проявляется и в концертных номерах, и в костюмах участников художественной самодеятельности, в декоративном и изобразительном оформлении торжеств, в репертуаре песен, исполняемых во время застолий. Неизменным угощением за праздничным столом являются   любимые    национальные    блюда    и    напитки.

По традиционным канонам проходит и само праздничное застолье, с принятыми у данного народа традициями гостеприимства, здравицами, благопожеланиями, застольными песнями. Репертуар последних значительно разнообразится тем, что современное молодое поколение, хорошо знакомое с общесоветской культурой, использует и современную музыку и эстраду (часто отдавая предпочтение их интернациональным формам).Процесс обогащения общегосударственных праздников элементами национальной культуры — явление закономерное. Ибо по законам развития общественной психологии и сознания новое преломляется сквозь призму привычных для данного народа понятий о прекрасном, в соответствии со сложившимися демократическими традициями. Этнограф из Бурятии Ю. Б. Рандалов пишет об этом так: «Новые праздники обогащаются демократическими элементами народной культуры, причем этот процесс осуществляется трудовыми массами, которые воспринимают революционные праздники как составную часть нового быта, новой культуры» 14. Устоявшаяся черта советских общественно-политических праздников — сочетание личных интересов человека с заинтересованностью и ответственностью каждого в судьбах страны и всех ее народов.Незабываем тот энтузиазм, с которым каждый советский человек встретил 25-летний юбилей победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это был всенародный праздник. Широкое патриотическое движение с еще большей масштабностью развернулось к 30 -летию Дня Победы. Девиз «Никто не забыт, ничто не забыто!» для каждого советского гражданина — свято чтимая заповедь. День Победы — любимый праздник советских людей. Города и селения в этот день украшаются государственными флагами, взрослые и дети выходят на улицы и площади, устраиваются массовые шествия к памятникам героям прошедшей войны, зачитываются имена погибших воинов15.   В с. Виеталве Стучкинского р-на, в местах, связанных с боевыми действиями, проходят праздники освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Массовые мероприятия особенно ярко проводятся на местах бывших сражений (например, в Лиепае, у памятников, связанных с героической обороной города). Факельные шествия, митинги, возложение венков — обязательные элементы таких мероприятий. Прием в пионеры, торжественное вручение комсомольских билетов, принятие армейской присяги на верность Родине у монументов в честь историко-революционных событий, недели боевой славы, фестивали музыки и песен военных лет, митинги-реквиемы, церемонии почетного караула у памятников героям войны — все эти и многие другие обрядово-праздничные традиции, рожденные в наши дни, играют особую роль в патриотическом и интернациональном воспитании трудящихся.

Героико-патриотические традиции занимают видное место в общей системе праздников и обрядов, например, в Белоруссии. Здесь героев, погибших в боях за Родину, чтят «Днями памяти», которые проводятся у монументов и мемориальных комплексов. Родились такие праздники, как Памятный час односельчан, День интернационального я боевого содружества, недели боевой и трудовой славы, праздники труда и воинской доблести, а 30 лет назад возникла и живет традиция насыпать Курганы Бессмертия в память о павших бойцах. Рукотворной благодарностью интернациональному мужеству советских людей стал Курган Славы на 21-м километре главной магистрали Минск—Москва. Воздвигнуты Курганы Дружбы и монументы боевого братства на границах: Россия—Украина-Белоруссия, Россия—Литва—Белоруссия, Россия—Латвия-Белоруссия. Устраивающиеся у Курганов Дружбы слеты бывших партизан и тех, кто их поддерживал, стали настоящими праздниками дружбы народов нашей страны.

Героико-патриотические традиции в каждом уголке родного края связаны с именами героев. Люди разных национальностей, встречаясь у монументов героев-воинов, приобщаются к немеркнущему подвигу советского народа, с новой силой ощущают общность чувства Родины, советского патриотизма. А можно ли быть интернационалистом, не зная этих чувств? «Нет. Никогда!—писал Константин Симонов, размышляя о содержании понятия советский патриотизм.—Лишь трезвая, деятельная и потому особенно сильная любовь к своей Родине и к своему народу может дать тебе силы справедливо оценить интересы, права, взгляды других народов и прийти к твердому нравственному убеждению, что дети других народов ничем не хуже тебя и твоего народа» 16.

Празднование Дня Победы 9 Мая — это не только день памяти советским воинам-интернационалистам, павшим на полях сражений от Халхин-Гола до Вислы, но это и деятельное отношение к современности, к сегодняшнему международному положению. Милитаристы по-прежнему бряцают оружием. Одна из важнейших проблем, ждущих своего решения,— ограничение и сокращение стратегических вооружений. И люди доброй воли теснее сплачивают ряды в боевом интернациональном чувстве сберечь мир. Твердо звучит в защиту мира голос участников Маршей мира, активными пропагандистами которого являются и советские женщины как подлинные интернационалистки и патриотки. Они оказывают постоянное содействие участницам Маршей мира, организованных движением северных стран «Женщины за мир», «Марш мира-81», «Маршмира-82» и др. Одна из действенных форм борьбы за мир — участие советских женщин в международных мероприятиях по защите детей. В частности, в СССР широко проводятся кампании, связанные с Международным днем защиты детей. В нашей стране Международный день защиты детей отмечается как праздник счастливого детства. Будущее может и должно принадлежать нашим детям, которые родились для священного права жить под мирным небом.Недаром еще не отгремели залпы второй мировой войны, как в 1943 г. породнились между собой Сталинград и английский город Ковентри, пострадавший от налетов гитлеровской авиации. Братски объединились два города, принадлежащие к разным политическим системам, но связанные единым устремлением: навсегда положить конец кровопролитным войнам. Так началось международное движение городов-побратимов. Ежегодно весной, в последнее воскресенье апреля, отмечается Международный день породненных городов.

Волгоград, помимо Ковентри, теперь побратим Остравы, Турина, Льежа, Порт-Саида, Хиросимы. Столица Узбекистана Ташкент дружит с Карачи, Триполи, Бамако, Анкарой, Скопле и другими городами. Теплые связи сложились у населения молдавского города Бендеры и итальянского   местечка   Кавриаго,   жители   которого   в  1920   г. навечно избрали своим почетным мэром В. И. Ленина. Со столицами 43 государств установила прочные связи Москва. Дружеские контакты с многими городами Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, Японии, Италии и других стран мира имеет столица Украины — древний Киев. Более 20 городов-побратимов у Ленинграда, среди них много финских.

Города-побратимы расширяют связи в области культуры, просвещения, спорта, туризма, экономики и торговли. Совместно отмечают знаменательные для них праздники: например, празднества в честь четвертьвекового юбилея со дня освобождения латвийской столицы Риги проходили в Щецине.

Дружба породненных городов — один из примеров интернационального сотрудничества. Так, архитекторы узбекской столицы участвуют в реставрации памятников зодчества в Марокко. Их коллеги из черноморского города Одессы помогали застраивать новый административный центр в Столице Ливии — Триполи, а метростроевцы Москвы помогали строить метрополитен в Праге и Будапеште. Факты культурного и экономического сотрудничества городов-побратимов многообразны, поскольку в СССР сотни городов связаны дружбой с городами социалистических,     капиталистических    и    развивающихся    стран.

Любовью к родному краю, селу, городу наполнены и такие новые торжества, как праздники улиц, праздники микрорайонов, праздники в честь городов и деревень. К ним готовятся заранее. Культпросветработники заходят в каждый дом, в каждую квартиру, знакомятся с ветеранами войны и труда, живущими на этих улицах, приглашают старожилов на праздник. Среди уличных комитетов объявляется соревнование за лучшую организацию массово-политической работы и культурного досуга населения по месту жительства, за лучшее оформление дворов и переулков. Во время такого праздника в г. Камбарка Удмуртской АССР в центре улицы Ленина был установлен большой стенд, рассказывающий о жизни и деятельности основателя Советского государства. Праздник улицы Ленина начался с демонстрации ее жителей. Во главе нарядно украшенных колонн шли ветераны партии и комсомола, старожилы города. Чествование ветеранов, передовиков производства было кульминационным моментом и на празднике нового микрорайона. На общем торжестве — и застолье общее. На вынесенных на улицы столах было и русское чаепитие из самоваров с калачами, и традиционное татарское лакомство чак-чак, и удмуртские перепечи. Еще очень молод праздник в честь города Тбилиси — Тбилисоба. Он устраивается в один из воскресных осенних дней, когда республика подведет итоги уборки урожая. И тогда каждый житель Грузии может стать гостем праздника. В торжественной обстановке на площади Ленина возлагаются венки к памятнику вождю революции. Первой традицией праздника стало всенародно провозглашать почетными гражданахми Тбилиси самых одаренных и всеми любимых людей. Церемониал торжественного провозглашения свершается в старом городе, у памятника Николозу Бараташвили. Когда в 1979 г. впервые праздновался Тбилисоба, звание почетного гражданина Тбилиси было присвоено народному художнику СССР, Герою Социалистического Труда Ладо Гудиашвили, выдающемуся ученому, одному из основателей Тбилисского университета, академику Академии наук Грузии Акакию Шанидзс, ветерану рабочего класса, Герою Социалистического Труда, кузнецу Константину Илуридзе, заслуженной учительнице республики Сусанне Чиковани. Тбилиси — город труда, дружбы и братства. И праздник Тбилисоба проходит как всенародное торжество. Во многих дворах накрываются столы с праздничным угощением и жители дома все вместе празднуют день своего города. На улицах и площадях, на балконах домов играют народные инструменты, выступают знаменитые певцы, известные грузинские ансамбли песни и танца. Старые шарманщики выносят на улицы шарманки. Слышатся звуки зурны и дудуки. Люди танцуют на улицах, поют песни, приветствуют гостей. Так отмечается праздник дружбы,  братства, урожая — Тбилисоба.

Праздники в честь городов, сел, улиц глубоко гражданственны. Они воспитывают чувство советского патриотизма, чувство гордости за Советскую Родину и любви к родному краю. В каждом таком празднике по-своему звучит интернациональная тема. В 1982 г., когда вся страна отмечала 60-летие образования СССР, знаменательной дате были посвящены, например, праздничные мероприятия «На балтийской волне» — о труде и дружбе народов прибалтийского края; праздничные дни труда, искусства и спорта «Широка страна моя» —в Ижевске (ныне г. Устинов), «Неман — река дружбы» — в Калининградской обл., День города — в Кургане, праздники улиц — в Ульяновске и Волгограде, День советской семьи — в Нальчике, День молодого рабочего — в Апатитах; был отмечен юбилей Южно-Сахалинска.

Таким образом, современные обрядово-праздничные традиции народов СССР отражают общественные отношения людей и способствуют укреплению общесоветских традиций, таких, как любовь к Отечеству, высокая мораль, коллективизм, содружество народов социалистической Родины. Одновременно идет дальнейшее развитие и взаимообогащение демократических национальных традиций народов СССР.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.