Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Советские трудовые праздники и их гуманизм

В социалистическом обществе труд на благо людей — священный принцип жизни каждого человека, важнейший общественный долг. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение   материальных   и   духовных   потребностей   людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, социалистическое государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Разнообразие профессий в промышленном и сельскохозяйственном производстве, интернациональный характер труда способствовали появлению общенародных «отраслевых» трудовых праздников, таких, как День железнодорожника, День строителя, День шахтера, День работников леса, День советского кино и многих других. Наряду с ними в каждой области, в каждом регионе, на любом производственном объединении бытуют свои локальные варианты трудовых праздников, конкретно отражающие достижения данного производства, специфику его работы, чествующие определенный коллектив илиехч) наиболее уважаемых работников. Как показывают исследования советских социологов, среди мотивов трудовой деятельности для советского человека на первом месте стоит интерес к труду, который приносит моральное удовлетворение. Так, этносоцио-логические исследования Института этнографии АН СССР, осуществленные в разных союзных республиках в 70-е годы, показали, что, несмотря на различия в профессиональных ориентациях разных народов, престиж трудовой деятельности повсюду чрезвычайно высок. Отвечая на вопрос анкеты указанного исследования: «Что важно для того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным, счастливым?» — большинство опрошенных жителей РСФСР, Грузии, Молдавии, Эстонии и Узбекистана поставили интересную работу на одно из первых мест. Трудовые коллективы играют важную роль в политической, экономической и общественной жизни страны. Большую роль в жизни трудового коллектива, его воспитательном воздействии на людей призваны играть производственно-трудовые праздники и церемониалы. Во многих трудовых праздниках столь тесно переплетены общественные задачи с производственными и личными интересами, что классификация этих праздников по какому-либо одному признаку представляется затруднительной. В самом деле, можем ли мы отделять такие события личной биографии человека, как посвящение в хлеборобы или чествование трудовых династий, от жизни всего производственного коллектива? Конечно, нет. Представляется удачной классификация трудовых праздников, предлагаемая Е. Н. Климовым. Он выделяет четыре типа трудовых праздников:                 

1)  календарные праздники рабочих профессий, или так называемые отраслевые праздники: День химика, День металлурга, День рыбака и т. д.;                  

2)   трудовые праздники села, связанные с началом или завершением отдельных производственных циклов сельскохозяйственных работ: Праздник урожая, Праздник первого снопа и т. д.;                         .

3)     праздники трудовых коллективов, предприятий, учреждений, учебных заведений, праздники-юбилеи производственных объединений;

4)   «лично-трудовые» обряды: посвящение в хлеборобы, рабочие, чествование трудовых династий, ветеранов, присвоение почетных званий «лучший механизатор»,  «лучший чабан»,  «лучшая доярка»  и др.

Эту классификацию следует дополнить группой праздников, которые условно можно назвать фольклорными праздниками труда, так как они посвящены народным ремеслам.

Трудовые праздники в каждой области, крае, республике имеют свою региональную специфику. Так, праздниками рабочих профессий на Северном Кавказе и в Дагестане являются дни кукурузоводов, овощеводов, табаководов, рисоводов, садоводов и такие широко отмечаемые, как дни механизаторов, животноводов. Более того, в каждом регионе уже как бы установился определенный «набор» трудовых праздников. Например, в Краснодарском крае имеют широкое распространение праздничные мероприятия: «Трудовому городу — достойные кадры» (для выпускников училищ трудовых резервов); «Прием в трудовую семью» (для выпускников сельских школ, оставшихся работать в родном селе); «Посвящение в учителя» (для нового пополнения учительских кадров); «Праздник первой зарплаты», «Проводы механизаторов на уборку урожая», «Соревнование на звание лучшего механизатора», «Торжественный прием в бригаду коммунистического труда», «Чествование трудовых династий», праздник лета «Кубанский тополек» (возникший как противопоставление религиозному празднику троицы), «Встреча трудового лета» и др. В сельской местности, где все усилия направлены на выращивание урожая, каждый праздник буквально пронизан теми трудовыми проблемами, которые актуальны для данной местности. Таков Праздник' первой борозды,, посвященный смотру готовности сельскохозяйственной. техники и общим трудовым показателям перед, весенними полевыми работами. Ответственный этап нолевых работ — начало весеннего сева. Это событие во многих областях отмечается поздравлением лучшей тракторной бригады. Часто лучшим механизаторам по установившейся традиции вручается хлеб-соль. Тепло приветствуют хлеборобов юные пионеры, агитбригады дают концерт. В честь, бригады поднимается флаг трудовой славы. В поле к лучшей бригаде выезжает автоклуб с подготовленной литературно-музыкальной композицией, с цветами,, ветками, вымпелами. Привлекает внимание День косаря, проводимый в селении Каладжух дагестанского совхоза «Усухчайский». Каладжухцы имеют богатые сенокосные угодья в горах. Вовремя провести косовицу - их главная задача. Поэтому праздник косарей начинается с того,, что все взрослые жители села выходят на сенокос и за день скашивают' травы почти с половины всей сенокосной площади.. Таким образом, праздником становится сам процесс труда всех участников косовицы.


Стала повсеместной родившаяся поначалу на Алтае и в Ставрополье благородная традиция торжественных проводов механизаторов на поля, когда приходит горячее время уборки зерновых. А в Моздокском р-не (Сев. Осетия) право гражданства получил Праздник первого валка, вылившийся в соревнование за уборку нового урожая без потерь и в лучшие сроки.

Ответственнейший рубеж в жизни хлеборобов — начало жатвы. В Нежинском р-не на Черниговщине это событие отмечается следующим образом. Здесь, как в старину лучшей жнице, так теперь передовой колхознице торжественно вручается серп, чтобы сжать первый сноп хлеба. Под живые песни его устанавливают на видное место, после этого комбайны идут в загонку. А когда машины наполнятся первым зерном, все собравшиеся в поле на праздник с песнями возвращаются в село. Лентой победителя, надетой через плечо, караваем хлеба из зерна нового урожая на расшитом полотенце — вот так по сложившемуся теперь обычаю тепло поздравляют хлеборобы своих товарищей, отличившихся высокими успехами в уборке урожая.


В битве за урожай поле для земледельца становится ратным. Не случайно хлеборобы многих хозяйств Волгоградской обл. в 1982 г. несли гвардейскую вахту в честь 40-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Прямо в поле, в пересменку, с участниками исторического сражения состоялись встречи хлеборобов в колхозах «Котлубань», «Память Ленина», «Россошинский» Городищевского р-на.

Во многих производственных объединениях рабочий день начинается с поднятия флага трудовой славы в честь победителя. Им может быть целый коллектив или же труженик — герой дня.

Своеобразно проводятся праздники труда на Гуцуль-шине. Это весенние проводы животноводов на высокогорные луга - полонины. День труда в Рахове-центре Гуцулыцииы — по традиции начинается с выноса знамен всех республик нашего государства. Этот праздник - импровизированный гимн труду. Город заполняется ликующим людским потоком. Вдоль его главной улицы движутся автоколонны, на машинах в миниатюре представлены сцены из жизни тружеников города и села. Здесь можно увидеть ферму; показано, как обрабатывают мрамор и кладут кирпичную стену, плетут узоры из разноцветной пряжи; тут же лесничество и крохотная пасека; в миниатюре представлены колхозная лаборатория и пилорама; можно увидеть и картину из жизни на полонинах. Передвижные экспозиции на машинах каждый год меняются. Продолжение праздника — в парке имени 300-летия воссоединения Украины с Россией. Его особо торжественный момент — вручение факела старшему чабану.

Запоминающимся праздником стали проводы чабанов на летние пастбища в колхозе «Верховина» Ивано-Франковской обл.: всем селом люди собираются во дворе старшего чабана, желают ему успехов. Впереди — нелегкий труд. А пока чабаны раздают кулеш, звучит музыка, все веселятся, провожая чабанов в дорогу.Звонкоголосый, оптимистичный праздник, посвященный проводам на полонины — теперь один из любимых в Закарпатье. И можно представить себе размах общего веселья, если учесть, что в каждом третьем доме здесь есть свой скрипач, в каждом втором — танцор и певец. Проводы чабанов часто организуются в день пасхи и своим новым содержанием, современными песнями, обрядами вытесняют старое содержание этого дня ".

Чувство дружбы народов и интернационализма воспитывает и перекликающийся с проводами на полонины трудовой праздник День пастуха или чабана. День пастуха, проводимый в Кош-Агачском р-не Горно-Алтайской АО, включает и торжественную встречу на государственной границе СССР и МНР гостей из Монголии, так как давние дружественные узы связывают население района с населением пограничного Баян-Улэгэйского аймака Монгольской Народной Республики, Необъятны просторы нашей Родины. И если для животноводов Закарпатья главный весенний трудовой праздник—проводы на полонины, то для народов Севера нашей страны (нганасан, селькупов, эвенков, ненцев, саамов, якутов, юкагиров и др.) большой праздник -День оленеводов. Он проводится весной, в один из воскресных дней марта. Все население факторий принимает в нем участие. Благодаря празднику Дня оленеводов были забыты старые религиозные и магические церемонии, связанные с культом оленя и отразившие хозяйственно-промысловое значение этого животного в жизни народов Севера. В устном творчестве народов Севера, особенно среди лопарей, еще живы отголоски сказания об олене-человеке Мяндаше. Сказание родилось под влиянием культа оленя. Но изменились условия жизни, изменился и   старый   праздник.    Теперь   это-интернациональный праздник оленеводов и тружеников всех народов Севера. Например, когда проводится праздник оленеводов в Том эвенков, то в нем принимают участие дорожники и авиаторы теплого Ключа, шахтеры Джебарики-Хая, овощеводы и животноводы совхоза имени Героя Советского Союза Ф. Охлопкова, хандыгские строители, автомобилисты работники торговли и быткомбината - словом, все готовят праздник.                                                     

Праздник День оленеводов, как правило, собирает много гостей. Он начинается с делового совещания, на котором анализируется работа, подводятся итоги, намечаются планы. В день праздника гости могут побывать на искусства, где показаны произведения   народных   умельцев,  на ярмарке, а вечером на часть своего урожая феодалам за долги, духовенству во имя   аллаха, ив существу не праздновали харман тойы. Теперь этот праздник вышел за рамки семьи, приобрел массовый  характер.   В день  праздника подводятся итоги года, чествуются передовики, дает концерт художественная самодеятельность, проводятся спортивные игры.  Сохраняются и национальные формы праздничного времяпрепровождения — устраиваются       состязания      певцов, скачки,    борьба,    туркменское   национальное   состязание яглыга   товусмак   (прыжки за платком), бой баранов и т. д. Праздник проходит эмоционально, колоритно, обогащается опытом организации подобного праздника  в  других братских республиках.

Если же мы поедем на Амур — к нанайцам, гилякам, ульчам — и попадем на местный Праздник урожая, то здесь тоже почувствуем его специфику. Дело в том, что среди этих народов в основу Праздника урожая лег традиционный «медвежий праздник», некогда связанный с культом медведя и охотничьими промыслами. Он отмечался ежегодно каждой осенью. Теперь праздник устраивается в первое воскресенье августа, как День трудовой славы (им может быть и День рыбака). Он пользуется большой популярностью. Праздник открывается в районных национальных центрах (Богородском и Троицком) торжественным шествием трудящихся. Передовикам вручают переходящие знамена, грамоты и награды. Одновременно организуются выставки изделий мастеров прикладного искусства и смотр художественной самодеятельности. Большой интерес вызывают национальные спортивные состязания: гребля на оморочках (охотничьи лодки на одного человека), гребля на больших национальных лодках, предназначенных для хозяйственных работ, стрельба из лука, перетягивание каната, национальная борьба. Традиция устройства «медвежьих праздников» характерна и для обско-угорских народов — хаитов и манси. Как и среди народов Амура, у хаитов и манси эта традиция утратила свое прежнее религиозно-магическое значение. Праздник превращается в массовое колхозное ликование с состязаниями, плясками, песнями, представлениями в масках и угощениями. В художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях много национальной специфики. Некоторые песни и танцы взяты из традиционного «медвежьего праздника». Это — танцы «Куринька»,    «Березовый    пень»,    «Ляпинский   танец», «Медведь собирает черемуху» и др. Национальные традиции сохраняет и праздничная спортивная программа: гонки на оленях, на лыжах, прыжки через нарты, метание аркана, стрельба из лука.Праздники труда пришли на смену религиозным праздникам в Грузии. В Ахметском р-не вместо старого праздника Георгоба отмечается Праздник труда и дружбы. На торжество приглашаются известные ученые и общественные деятели, работники литературы и искусства, гости из соседних районов. Проводятся художественные и спортивные мероприятия, организуются выставки-конкурсы достижений народного хозяйства. Неизменный интерес вызывают старинные представления-карнавалы бери-каоба и кееноба. В деле борьбы за вытеснение религиозных традиций из быта инициативу проявляют сами трудящиеся. В 1967 г. жители с. Греми Кварельского р-на постановили на сельском сходе вместо религиозных праздников отмечать новый праздник Гремкалакоба в память об историческом городе Греми, разрушенном персидскими завоевателями в XVII в. Возникли новые праздники, посвященные памяти исторических героев и выдающихся общественных деятелей Грузии: Зезваоба — праздник в честь народного героя Грузии Зезвы Гаприндаули, Илиа-оба — празднование дня рождения писателя Ильи Чав-чавадзе, Важаоба — народные празднества, связанные с именем Важа Пшавела, Ванооба — праздник в честь известного грузинского певца Вано Сараджишвили. Широкий отклик среди тружеников села в Грузии имеет Праздник урожая, отмечаемый в первое воскресенье после окончания ртвели (время сбора винограда). Ртвели — и сам по себе является праздником, за ходом сбора винограда следит вся Грузия. Завершают ртвели народные гулянья, имеющие особенно давние традиции в Кахетии. В других районах Грузии, где ведущей отраслью сельского хозяйства является выращивание чая, отмечается День чаевода. Среди профессиональных традиций и обрядов все большее распространение получают «отраслевые» праздники. Они выполняют важные социальные и мировоззренческие функции, являются средством коммунистического воспитания. «Приживляемость» этих праздников во многом зависит от инициативы самих членов трудовых коллективов. Например, празднование Дня работника легкой   промышленности   прочно  утвердилось  на  Вильиюсском объединении кожевенно-обувных предприятий имени П. Эйдукявичюса. Партийная и профсоюзная организации этого объединения, разрабатывая ритуал празднества, исходили из того, что в порядке его проведения должен найти выражение такой принцип жизни нашего общества, как органическое сочетание гуманного отношения к человеку с требовательностью к выполнению им общественного долга и гражданских обязанностей. В коллективе объединения утвердились традиции празднеств, как бы отмечающие ступени социальной, гражданской, жизненной зрелости: начало трудовой деятельности, создание семьи, рождение ребенка и т. д. Ежегодно в конце октября на фабриках и в цехах объединения в торжественной обстановке происходит посвящение в рабочие. Коллектив объединения — многонациональный. Вот почему особое место в утверждении новых традиций и обрядов занимает работа по преодолению обрядово-культовых обычаев различных религиозных систем. Атеистический совет объединения координирует и направляет деятельность цеховых и фабричных атеистических советов в деле соблюдения социалистической обрядности, разработки ритуалов поздравления новобрачных, наречения именем новорожденных и т. д.

 

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.