Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Эффект визуального имиджа

Как правило, вначале чело-века воспринимают по его внешнему облику, и это первоначаль-ное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому просто необходимо взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, завоевать аудиторию элегантной манерой общения, уверенным и доброжелательным взглядом и т.д.

 


Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере не надевать кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти - это помешает слушать то, что вы говорите.


Жесты в речи являются одним из средств передачи инфор-мации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции в речи заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их по-ложение и движение стали наиболее характерными для выраже-ния наших переживаний.


Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в соз-нании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адек-ватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим обра-зом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впе-чатление мужественной силы и отвечает естественной человече-ской потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.
Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок недоверия.


Оратор не должен специально придумывать жесты, но кон-тролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами:


1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем.
2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестику-лируйте на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
3. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количе-ство и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.


Эффект первых фраз закрепляет или корректирует перво-начальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена самая интересная формация с элементами ориги-нальности, сразу приковывающая к себе внимание. Эффект ар-гументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, ло-гичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации.


Эффект порционного выброса информации является од-ним из действенных риторических приемов поддержания внима-ния аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и ар-гументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушающих его людей, набрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей».


Эффект художественной выразительности – это гра-мотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.


Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет во-время пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значи-тельно больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает есте-ственную паузу для передышки, сближает и настраивает аудито-рию на благожелательный лад.


Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувст-ва, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационально-го и эмоционального элементов речи составляют суть ораторско-го искусства. Противоречия здесь нет.
Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности по-знания – наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеоб-разный вид эмоционально-интеллектуального творчества, во-площаемого посредством живого слова: она одновременно воз-действует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство пуб-личного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность – совершенное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое по-могает воспринять и усвоить ее содержание.
Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда оратор испытывает чувства, которые созвучны его аудитории. Существуют особые языковые средства, относимые к понятию «образность речи», при помощи которых оратор оказывает эмо-циональное воздействие на слушателей. Они подробно освещены в многочисленных книгах и статьях, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.
Важнейшими лексическими средствами выразительности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образ-ное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или кон-трасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении час-ти и наоборот).
К лексическим средствам выразительности относятся также и фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с полным или час-тично переосмысленным значением, которые отражают нацио-нальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование фразео-логизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выра-зительность, меткость и образность. К фразеологизмам примы-кают пословицы, поговорки, присловья, крылатые слова и афо-ризмы.
Другая группа средств выразительности речи – это синтак-сические средства (фигуры речи). К ним принято относить: рито-рический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предна-значается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор – многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания (разновидность по-втора – анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. по-втор заключительных слов), антитеза (оборот, в котором для уси-ления выразительности речи резко противопоставляются проти-воположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычно-го порядка слов), градация (расположение слов, при котором ка-ждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).
Для оратора большое значение имеет техника речи, состав-ными частями которой являются: постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произноше-ние). Суть техники речи – в организации координированной ра-боты дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произ-ношения. Указанная организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Сила голоса оратора имеет очень большое значение для ау-дитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крик-ливый голос, то это вызывает раздражение слушающих его лю-дей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом слушатели, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушаю-щих и всем хорошо слышна.
Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Поэтому надо стремиться, чтобы речь не убаюкивала слушателей. Для этого постепенно и плавно то повышайте, то понижайте го-лос, делайте его то громким, то тихим.
Оратор, который хочет быть убедительным, говорит мед-ленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе будет казаться не-искренним.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диа-фрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь кон-тролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хо-рошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15 – 1:20.
Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на зна-ках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если вы произносите длин-ную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас возду-ха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, не-прерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэто-му дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.
Кроме чисто физиологических, есть и психические предпо-сылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душев-ный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше под-готовлен оратор, чем более интересными фактами он располага-ет, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.
Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота ре-чи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длитель-ность пауз.
Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенно-стей самого оратора и характера содержания его речи. Большин-ство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.
Торопливость речи, вызываемая робостью, – один из наибо-лее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быст-рая речь является следствием полного безразличия оратора к ау-дитории. Хорошие ораторы никогда не прибегают к скороговор-ке. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее со-держательные моменты речи.
Вялая речь – порок флегматичных и ленивых людей, кото-рые долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они ни-как не могут осознать, что слушатель теряет способность следить за речью.
Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространя-ется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто обладает четким и ясным про-изношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.
Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда имен-но в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи выделили более 20 интонаций, выражающих различные чувства: радость, удивление, страх, сомнение, негодование, восхищение, злоба и т.п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чув-ство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо говорить печальным голосом, о веселом – радостным.
Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Экс-периментально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересующей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, владеть своими чувствами, думать в момент произнесения речи только о ней и своих слуша-телях, а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в содер-жание речи и забывает обо всем, кроме того, что он говорит, го-лос его будет звучать искренно и убедительно, отражая те чувст-ва, которые он хотел бы передать своим слушателям.
Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструмента-рий, который может оказаться весьма полезным для бизнесменов и политиков, готовящихся к публичному выступлению. Теперь кратко опишем методику и технику его организации.
Подготовка публичного выступления – начальный и наибо-лее трудный этап. Во-первых, необходимо определить предмет и цель выступления. Выясните, насколько продолжительна речь.
Уточните, будет ли отведено время для ответов на вопросы слушателей, и входит ли это время в общее время вашего высту-пления. Планируйте свою речь так, чтобы точно уложиться в график. Специалисты считают, что выступление продолжитель-ностью свыше 20 минут неэффективно. В выступлении должны быть максимум 2–3 стержневые идеи, каждая из которых требует для своего развития 5–7 минут. Объем материала и структура вы-ступления должны всегда ориентироваться на это время.
Подготовка материала для выступления обычно проходит три стадии: 1) ориентировка в проблеме; 2) сбор материала для самого выступления и 3) подбор материала для заключительного слова, для ответов на возможные вопросы, дискуссионный резерв и т.п.
Затем подготовленный таким образом материал распределя-ется по структурным частям выступления. Обычно в хорошем выступлении содержатся 2–3 стержневые идеи. Каждую идею можно изложить в форме мини-выступления, состоящего из че-тырех частей: четкая формулировка идеи; факты, свидетельст-вующие об ее актуальности и важности; наличие различных мне-ний и столкновение различных точек зрения; практические реко-мендации, вытекающие из реализации идеи. Построенное по этой схеме выступление будет обладать тем, что принято считать наи-более важным в его содержании – четкой постановкой проблемы, конкретными фактическими данными, альтернативностью и практической направленностью.
Готовя текст выступления, следует учитывать, так называе-мый, «закон края». Суть его заключается в том, что лучше вос-принимается и запоминается то, что сказано в начале и конце вы-ступления. Отсюда вывод: если хотите, чтобы слушатели что-то хорошо запомнили, скажите это в начале выступления, а если хо-тите, чтобы они что-то сделали, сообщите об этом в конце вашей речи.
Традиционный совет для начинающего оратора – писать текст выступления, ибо написанный материал позволяет глубже проникнуть в проблему, рассчитать время, лучше запомнить со-держание речи и потому более уверенно чувствовать себя во вре-мя выступления. Что касается более опытных ораторов, то им можно рекомендовать записывать только ключевые фразы, несу-щие наиболее существенную смысловую нагрузку. Именно они удерживают выступающего в рамках продуманного заранее ма-териала, спасают от неожиданностей и в то же время дают воз-можность импровизировать, быть внутренне свободным и тек-стуально раскованным.
В заключение дадим наиболее общие советы по ораторско-му искусству, которые являются кратким обобщением всего ска-занного.
1.    Выступайте только тогда, когда есть что сказать, и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.
2.    Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали сло-во. Немного выждите. Дайте слушателям посмотреть на вас се-кунд 15–20, Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и ска-жите «здравствуйте».
3.    Если вы решили читать речь по бумажке, то читайте так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бу-мажки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.
4.    Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.
5.    Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это при-влекает внимание слушающих и вызывает их расположение.
6.    Говорите выразительно, ибо выразительная речь спо-собна передать огромную массу оттенков мысли.
7.    Используйте весь запас слов своего лексикона. Старай-тесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Из-бегайте также книжного стиля.
8.    Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызыва-ет интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз на-помните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, настроить на ожидание сюрприза.
9.    Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выво-дов, обобщить изложенное.
10.    Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и вы-разительными. Мимика должна быть умеренной и доброжела-тельной.
11.    Меняйте теми речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, мешая слуша-телю заснуть. Меняйте также и тон голоса – он должен то повы-шаться, то понижаться, как поверхность моря. Внезапное повы-шение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем фоне.
12.    Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.
13.    Стремитесь избегать менторского тона и назидательных ноток в голосе.
14.    Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда вас могут выру-чить.
15.    Всегда старайтесь делать необычайное начало и яркий конец, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные те-зисы по логике изложения попадают на середину, следует в конце выступления резюмировать их.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.