Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Поведенческий этикет в служебных отношениях

Поведенческий этикет в служебных отношениях – это установленный порядок делового общения, исходящий из принци-пов и норм деловой этики. Его знание облегчает ориентировку в повторяющихся служебных ситуациях, помогая избежать промахов или сгладить их общепринятыми способами.

 

Такой поведенческий этикет – это своеобразное продолжение вежливости и це-лесообразности, которые делают общение на работе гораздо проще и комфортней, чем привычный образ действий.
Поведенческий этикет в служебных отношениях по сравне-нию с общепринятым, более официален, поэтому служебная веж-ливость не приемлет эмоциональных заверений в расположении сослуживцев друг к другу, длительных благодарностей и извине-ний. Он включает в себя целый ряд правил, составляющих основу кодекса поведения, принятого для цивилизованных служебных отношений. Его основу составляют правила поведения начальни-ков и подчиненных. Поэтому рассмотрение норм служебного этикета начинается именно с этих правил.


Правила служебного поведения


Такие правила включают в себя ряд мелочей и условностей, но именно они составляют азбучные нормы поведения сослужив-цев на работе.


Первая служебная ситуация: к двери одновременно подо-шли начальник и несколько его подчиненных, среди которых не-сколько женщин. Возникает вопрос, кто должен открыть дверь? В данной ситуации дверь должен открыть тот, кто находится ближе всего к двери. Если женщина стоит у двери – открывает ее она. Но настоящий джентльмен обязательно перехватит инициа-тиву и скажет: «Проходите, пожалуйста». Еще лучше, когда это сделает сам начальник. Почему? Да потому, что подчиненные всегда спешат, боясь опоздать. И если у двери скопилось много народа, начальник этим жестом может помочь своим подчинен-ным не опоздать и одновременно выразит свое уважительное от-ношение к ним, что будет способствовать созданию имиджа вос-питанного и очень благожелательного человека.


И вот вы вошли в здание, где работаете. Если на входе или в коридоре находится охрана или пропускная система, следует обя-зательно поздороваться с человеком, который стоит в дверях или проверяет пропуска. В раздевалке с гардеробщиком также нужно поздороваться.


Войдя в помещение, следует приветствовать встреченных сослуживцев. Если вы обменялись рукопожатием с одним из них, следует обязательно протянуть руку и всем остальным. Когда в помещении много народу, можно не здороваться с каждым со-трудником в отдельности. Достаточно всем сказать «Здравствуй-те» и приветливо улыбнуться.


Как известно из общих правил этикета, если женщина вхо-дит в комнату, где сидят мужчины, они встают (разрешается не вставать только очень пожилым или людям, имеющим физиче-ские недостатки). Но в служебной обстановке это правило не действует. Здесь, когда входит женщина рангом ниже присутст-вующих, мужчины не встают.
Войдя в помещение, начальник приветствует встреченных ему подчиненных. Руку подавать не обязательно, но сказать «здравствуйте» следует и охраннику, и уборщице, которая закан-чивает уборку помещения, и всем остальным сотрудникам, кото-рые работают в сфере обслуживания и попали в данный момент на глаза начальнику.
Когда начальник идет по коридору, ему может встретиться сотрудник, которому он хочет задать деловой вопрос (не столь серьезный, чтобы приглашать его к себе в кабинет). В этой си-туации начальник может остановить сотрудника и, поздоровав-шись, начать разговор по существу.


Если во время этого разговора другой сотрудник идет по коридору и видит своего начальника, ему следует, если он уве-рен, что его не заметили, тихо пройти мимо. Здороваться для пе-рестраховки со стороны спины начальника не принято, поскольку это всегда выглядит комично.


Но если сотрудник все же поздоровался и начальник это за-метил, то в данной ситуации имеются два варианта поведения на-чальника. Первый вариант: если разговор не очень ответствен-ный, то начальник извиняется перед своим собеседником и, по-вернувшись, здоровается с тем, кто его поприветствовал. Второй вариант: если обсуждаемая тема настолько серьезна, что невеж-ливо в этот момент прерывать разговор, начальник не отвечает на приветствие проходящего сотрудника, и тот, это, скорее всего, поймет. Здороваться же через плечо будет более невежливо, чем просто сделать вид, что он никого не заметил. Однако в течение дня начальнику надо все же найти возможность поприветствовать этого сотрудника.


Создание деловой атмосферы в значительной мере зависит от того, как вести себя в приемной и кабинете начальника. Рас-смотрим возможные в этой ситуации случаи.
Случай первый. У начальника есть приемная, где сидит секретарша. Именно она регулирует поток посетителей. Поэтому, прежде чем войти к начальнику, надо спросить разрешения у сек-ретаря.
Случай второй. У начальника нет приемной, и он не имеет секретаря. Первый вопрос, который возникает у подчиненного, когда он хочет войти в кабинет начальника: надо ли стучаться? Ответ однозначный – не надо. Следует просто приоткрыть дверь и спросить, например, так: «К вам можно?» Если в этот момент начальник говорит по телефону и сделает рукой приглашающий жест, то нужно войти в кабинет и остановиться недалеко.
Если начальник вас приглашает, нужно войти в кабинет, по-здороваться и пройти до приставленного к столу начальника сто-лика и здесь остановиться.
Если начальник молчит, то входить нельзя.


В том случае, когда вы принесли служебные бумаги в каби-нет начальнику, и он, взяв их у вас, говорит: «спасибо», не при-глашая садиться, вы должны повернуться и тихо выйти.
Рассматривать такое поведение начальника как невоспитан-ность или невежливость не следует. Просто он не обязан пригла-шать всех пришедших к нему присаживаться, даже если к нему пришла женщина.
В том случае, когда вы совершаете визит к крупному чинов-нику или ведете официальные переговоры, расстояние между со-беседниками должно составлять примерно 3,5–4 метра. Если вы во время разговора приблизитесь к собеседнику на указанную дистанцию, то, скорее всего, расположите его к себе. При более близком расстоянии эффект может быть обратным.


Что касается всех остальных случаев, то не стоит начинать деловой разговор с расстояния более 4 метров. Установление хо-рошего контакта в этом случае почти невозможно, а настроить собеседника против себя очень легко. Но вот улыбка и на таком расстоянии – универсальное средство входить в контакт.
Первые фразы лучше сказать, подойдя на расстояние 1,5–2 метра (в зависимости от близости отношений с собеседником). На таком расстоянии обычно обмениваются новостями или про-сто собираются поболтать. Чаще всего, собеседниками в этом случае являются приятели и коллеги по работе.


Но эти же собеседники, когда речь заходит о личных про-блемах или о чем-то особо важном или доверительном, предпо-читают общаться на более близком расстоянии (0,5–1,5 метра). Поскольку такая дистанция более всего характерна для близких знакомых и друзей, то собеседники подсознательно настраивают-ся на сочувствие и помощь. Благодаря этой дистанции мы вос-принимаемся значительно «ближе».
Существует еще более близкая дистанция общения (обычно менее 40–50 см), которая предполагает полное доверие и духов-ную близость, однако она в деловой практике обычно не исполь-зуется и является характерной только для родителей, детей и влюбленных.


Женщине на службе надо помнить, что она подчиненная и поэтому на нее распространяются все правила служебного этике-та. Она не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. Попутно заметим, что женщина, как подчинен-ный служащий, не подает первой руку своему начальнику (хотя во всех остальных случаях она мужчине подает руку первая). На-чальник не обязан подавать руку всем своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы, сказав «здравствуйте».


А нужно ли вставать женщинам, когда в комнату, где они работают, входит начальник? Если он вошел для того, чтобы по-знакомиться с персоналом, то вставать нужно. Если начальник вошел первый раз, то также желательно встать. Но если это обычный рабочий день, и начальник входит и выходит из комна-ты много раз, то, конечно, вставать не нужно.
Попутно отметим еще одну условность. Когда в кабинет на-чальника входит женщина (сотрудница или посторонний посети-тель), то он должен обязательно встать, застегнуть пиджак и вый-ти из-за стола. К сожалению, наши руководители-мужчины очень часто забывают застегивать пиджак. И это выглядит очень не-вежливо, говорит о невоспитанности таких людей. Застегивать пиджак нужно и в других случаях. Например, когда мужчина си-дит за столом президиума он может расстегнуть пиджак, но если ему предоставили слово, то он при вставании обязан пиджак за-стегнуть. То же самое в гостях, на приеме или в ресторане: если мужчина должен говорить тост, ему следует, прежде всего, за-стегнуться.


Бывает так, что в кабинет подчиненного входит его началь-ник. И сразу возникает вопрос: кто должен первым протянуть ру-ку? Правило здесь такое: какого бы высокого ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета, независимо от возраста и пола. Только не нужно протя-гивать руку через стол – это невежливо, хотя у нас так поступают довольно часто. Не нужно также хозяину кабинета идти навстре-чу вошедшему начальнику с протянутой рукой.


Правильное поведение в указанной ситуации будет заклю-чаться в том, что вы спокойно подойдете к вошедшему начальни-ку и протянете ему руку, затем вежливо поздороваетесь и пред-ложите ему сесть. Куда? Конечно, не на свое место. И не за большой стол для заседаний, а приставленный к столу хозяина кабинета столик. При этом вошедшему следует предложить ме-сто за этим столиком лицом к окну, а самому сесть спиной к ок-ну, но лицом к двери.


В том случае, когда вошедший гость – женщина, она может присесть спиной к окну (иногда женщины не уверены, хорошо ли они выглядят и потому не хотят сидеть лицом к свету, особенно при ярком солнце). Это значит, что женщина сама выбирает ме-сто. Даже, если начальник уже показал рукой на стул, она имеет право сказать: «Если вы не возражаете, я присяду здесь».

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.