Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сегодня,  меняются общественные отношения, формирующаяся действительность предъявляет спрос на грамотных людей, способных адекватно оценивать социокультурный процесс и свою роль в нем, обладающих необходимыми знаниями в профессиональной деятельности. Высокие и быстроменяющиеся требования предъявляются уже не только к технике и технологиям, но, прежде всего, к людям, создающим их и управляющим ими.


«Кадры решают все» – не лозунг, а реальное руководство к действию по профессиональной подготовке современных спе-циалистов. Чтобы направить процесс обновления в правильное русло, верно его ориентировать, современному специалисту не-обходимо помимо личностных качеств обладать профессиональ-ными знаниями.
Как для представителей власти, так и для широких слоев общества становится все более очевидным, что сохранение эко-номического и культурного потенциала страны во многом зави-сит от качества современного специалиста, его профессиональ-ных и интеллектуальных навыков.


Практика показывает, профессиональные и интеллектуаль-ные навыки приобретаются и развиваются человеком в процессе обучения и самообразования. Они могут развиваться в результа-те повседневной практики, которая выступает ее источником, побуждающим к постоянному совершенствованию умственных способностей. Все это предполагает основательную профессио-нальную подготовку, гибкость и адаптивность мышления, обес-печивающие возможность ориентироваться в быстро изменяю-щихся экономических и социальных условиях, и вновь создавае-мой системе управления. Данные качества, представленные как единое целое, раскрывают содержание интеллектуальной культуры. Интеллектуальная культура и профессионализм приобретают культурную ценность и высоко ценятся на рынке услуг.


Развитый интеллект становится важнейшим ресурсом обще-ства и является частью общей культуры как общества, так и от-дельной личности.
Воспитание самосознания личности является и составной частью мировоззрения специалиста. С позиции своего мировоз-зрения личность видит и понимает мир, в котором живет и дей-ствует, с этих же позиций и принимает решения. Поэтому при решении вопроса о профессиональной подготовке современного специалиста необходимо обратиться к самосознанию личности. Интеллектуальное самосознание формируется на основе не толь-ко личного опыта, но и достижений наук о познании мышления, оно является и составной частью интеллектуальной собственно-сти. Важно подчеркнуть, что в интеллектуальном самосознании сочетаются фактическое представление специалистов о профес-сиональной деятельности и научные сведения о совершенствова-нии и развитии самой этой деятельности, используемых в ней средств и способов взаимодействия.


Однако необходимо обладать не только данным компонен-том самосознания, но развитой способностью к рефлексивному анализу, к прогнозированию собственных интеллектуальных возможностей.
Благодаря рефлексии, самосознание предстает «живым» ин-струментом самоорганизации личности. И это относится не толь-ко к умениям и кавыкам, но и к вовлечению в поле своих воз-можностей новых методов, знаковых систем, вычислительных и измерительных средств, организационных структур и способов взаимодействия в интеллектуальных системах управления. Для этого нужны модели, формируемые на основе достижений наук об интеллектуальной деятельности. Однако модели могут ока-заться недостаточными для эффективного развития и использо-вания интеллекта специалиста. Кроме того, специалист должен обладать развитой интеллектуальной потребностью, уметь со-вершенствовать свои интеллектуальные возможности. Такая по-требность должна формироваться особым образом в организо-ванной социальной среде – начинается с ранних этапов обучения и воспитывается в течение общеобразовательной и профессио-нальной подготовки специалиста.
Подготовка современного специалиста включает программы по профессиональному самосовершенствованию. Хороший спе-циалист в любой отрасли производства самостоятельно или под влиянием курсов повышения квалификации самостоятельно изу-чает достижения современной науки, вопросы, связанные со спе-цификой профессиональной деятельности. Достижение целей са-моразвития (как и любых других) требует специальной осмыс-ленной деятельности работника по профессиональному и лично-стному самосовершенствованию, работы над собой. Как и всякое развитие, саморазвитие специалиста должно привести его в новое качественное состояние, обогатить его творческий потенциал, улучшить его практическое использование.


Для хорошей работы над программой саморазвития нужна, прежде всего, соответствующая мотивация, решимость, отвага, а также необходимая стартовая информация, касающаяся вопросов непосредственно отрасли, где работает специалист.


Программа саморазвития включает следующие этапы:
1.    Выявление важнейших требований к индивидуальной деятельности специалиста.
2.    Определение проблемных зон деятельности, по которым наблюдаются его личные затруднения, сбои, ошибки.
3.    Постановка диагноза: выявление причин своих проблем и недостатков.
4.    Продумывание общей концепции, стратегии саморазви-тия, важнейших областей самосовершенствования, его этапов, задач.
5.    Планирование работы над собой.
6.    Организация выполнения программ саморазвития с по-мощью самообразования, участия в тренингах, обучения на кур-сах в системе квалификации.
Чтобы выбрать стратегию саморазвития, специалисту необ-ходимо знать их виды. Современные исследования предлагают следующие:
1. Личные стратегии развития могут быть реактивными (идущими вслед событиям, требованиям) и активными (по воз-можности опережающими события), а также смешанными (пред-почтительнее с сильным развитием активного начала).
2. Эти стратегии могут быть «естественными» и «искусст-венными». Первые из них означают расчет на то, что, изменив обычную работу, стиль поведения, специалист улучшает свойст-ва своей личности. Вторые предполагают, что этого мало и необ-ходима специальная преднамеренная работа по самовоспитанию нужных качеств.
З. Стратегии могут быть также «индивидуальными» (когда руководитель «все делает сам») и командными (когда он вполне осознанно общается с другими людьми для достижения желае-мых результатов).
4. Стратегии могут отличаться и по выбору основного на-правления самосовершенствования: одни могут делать ставку на самообразование, чтение книг, другие – на изучение практиче-ского опыта, кто-то может обращаться к услугам повышения ква-лификации.
Важный этап – конкретизация ближайших целей и состав-ление плана действий по саморазвитию.
Можно выделить следующие значимые области профессио-нальных знаний современного специалиста:
1. Ценностные знания. Ценностные знания можно почерп-нуть в работах по культурологии, философии, аксиологии (тео-рии ценностей), социологии социальной антропологии, психоло-гии. Обогащению представлений руководителя о культурной природе человека, о высших ценностях может способствовать, например, изучение работ Н.А. Бердяева, М.К. Мамардашвили, В. Франкла, Э. Фромма, К. Роджерса, А. Швейцера, В.С. Соловьева.
2. Методологические знания. Методологические знания принято структурировать по иерархическим уровням: на вершине стоят философско-методологические знания, далее следуют об-щенаучные методологии (системный подход, синергетика, ки-бернетика), а затем конкретно-научные методологии и методы научного исследования.
3. Теоретические и прикладные знания. Теоретические и прикладные знания, необходимые современному специалисту по своей профессиональной принадлежности.


Постоянное самосовершенствование является способом су-щественно повысить профессиональный потенциал современного специалиста и является одной из важной особенностей его подго-товки.
Происходящие в жизни белорусского государства карди-нальные социально-политические перемены, глубочайшее ре-формирование всей системы производственных и организацион-ных отношений требуют формирования принципиально новой системы управления.
Эффективная реализация такой системы государственного управления возможна лишь при наличии компетентных, высоко-квалифицированных, современно мыслящих кадров.


Именно управленцы нового поколения обязаны организаци-онно-экономическими и правовыми методами обеспечивать реа-лизацию стратегии социально-экономического развития страны, обновление производства на основе новейших достижений науки и техники. В этой связи целью современной кадровой полити-ки является формирование кадров-управленцев нового поколе-ния, которые бы обладали аналитическим мышлением, способно-стью находить новаторские пути решения проблем, и которые могли бы стать лидерами, способными консолидировать коллек-тивные действия и индуцировать инициативу подчиненных. В свою очередь, данный аспект целиком и полностью зависит от продуманной и последовательно осуществляемой кадровой поли-тики.
Государственная кадровая политика – это стратегическая деятельность государства, центральных органов управления по созданию целостной системы формирования и использования кадрового потенциала, ориентированного на эффективное реше-ние современных экономических, социальных и политических задач.
Государственная кадровая политика представляет собой стратегию, политический курс работы с кадрами. Принципы и приоритеты государственной кадровой политики неразрывно свя-заны с ролью государства в жизни общества и особенностями развития государства.


Концептуальное содержание государственной кадровой по-литики определяет пути и средства решения кадровых проблем и призвано отражать закономерности развития реальных кадровых процессов.

 

Реклама




 
Популярные статьи

 


.