Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Праздники в Вашем доме
Старое и новое в жизни деревни

Для деревни с ее традиционным, довольно замкнутым бытом, ограниченными социальными связями революция была взрывной волной. Но именно потому, как писал в 1924 г. известный советский этнограф В. Г. Тан-Богораз, что деревня была крепко связана старыми путами по сравнению с городом, «революция в деревне больше разорвала, обнажила, переместила и перепутала различные слои» ".

Старый быт, старый мир, религия, воплощавшая устои этого старого быта и мира, расшатывались передовыми социальными идеями, новыми формами общественной жизни, новыми методами сельскохозяйственного производства. Во всей этой совокупности общественных отношений, когда только начинали складываться советские традиции в разных сферах трудовой и общественной жизни, свое непреходящее значение имели праздники, рожденные революцией.

Вот, например, строки из местной рязанской периодики: в д. Коваленке Кораблинской вол. 1 Мая 1919 г. «прошло оживленно, устроена манифестация и шествие по деревне с пением революционных песен». В с. Киструсе Спасского у. в честь VI годовщины Октябрьской революции было организовано шествие по селу с пением «Интернационала», а вечером, после торжественной части, был показан самодеятельный спектакль «Коммунистка». В нос. Первомайский Спасского у. 1 Мая 1923 г. прошло с «особым торжеством», на митинге присутствовали все граждане поселка, был исполнен «Интернационал». В заключение устроен общий обед.Складывавшийся веками быт старой деревни переплетался в 20-х годах в сложном соотношении с революционным духом новых преобразований и веяний в социальной, экономической и культурной жизни.Этнографы, наблюдавшие быт деревни начала 20-х годов, писали, что хотя в сельской местности и сильны заветы старины, но рядом уже рождалась новая жизнь. Как образно писал в 1924 г. этнограф Николай Морев о чухарской деревне, «победы и поражения являются уделом то одной, то другой стороны, но в общем ходе жизни видно, что старое изживает свой век, а новое мощно завладевает умами крестьян». Во имя этого нового деревня медленно, но необратимо  начинала  отказываться  от  старых  порядков  общественной и семейной жизни, религиозных обычаев и установлений. Поначалу крестьяне перестали отмечать некоторые местные религиозные праздники. Имеются многочисленные свидетельства о «приговорах» сельских сходов «нарушить» (т. е. отказаться от празднования) те или иные престольные (или, как их еще называли, «гулевые», «съезжие») праздники.

Подробнее...
 
Реконструкция народного хозяйства и новые праздники

Успехи, достигнутые к 1927 г. в социальной, экономической и культурной жизни страны, сопровождались появлением новых массовых праздников. Эти праздники и сейчас поражают своим размахом.

5 июня 1925 г. в Москве был устроен День кооперации — на Октябрьском поле, на Ленинских горах и в Измайловской роще, в разных районах Москвы прошли «карнавальные шествия кооперации». В этот же день отмечался двухлетний юбилей Конституции СССР. На Октябрьском поле теме «Конституция СССР» было посвящено грандиозное инсценированное представление, отобразившее наиболее яркие этапы борьбы пролетариата за власть и закончившееся «парадом национальностей». По полю разъезжали автомобили, на которых давали представления раешники, ставились «живые газеты», буденовцы показали себя смелыми и ловкими наездниками, устроив на отдельной площадке великолепную джигитовку.

Празднование Дня кооперации в условиях нэпа имело исключительное значение. Оно содействовало вступлению населения в кооперативные организации и пополнению рядов «кооператоров».

В оформлении праздников и демонстраций все чаще отражались темы экономического порядка, в частности вопросы социалистической индустриализации.

Примечателен и тот факт, что в 1930—1931 гг. в Москве был создан Центральный штаб по проведению празднеств, который осуществлял контроль над оформлением. Создание такого штаба диктовалось необычайным ростом и размахом революционных празднеств. Поэтому своевременной стала постановка вопроса о едином характере их оформления.

Перестраивая страну на социалистический лад, трудящиеся создавали и новый образ жизни новые производственные и бытовые отношения, вовлекались во всенародное движение стахановцев и ударников, в массовое атеистическое движение. Менялась социальная среда, вместе с ней формировался новый человек. Это был нелегкий путь. Поэтому и в 30-е годы как средство борьбы со старыми традициями еще звучали призывы к новым трудовым успехам, к овладению знаниями. Так прошли в стране Дни индустриализации 6 августа и 25 декабря 1929 г., приуроченные к дням религиозных праздников (6 августа ст. ст.—спас преображение, 25 декабря ст. ст.—рождество).

В сельской местности в рождественские дни 25, 26, 27 декабря 1929 г. проводился массовый праздник социалистической культуры. Тогда, например, в с. Бородине Александровского окр. Ивановской обл. собралось около 2 тыс. крестьян, которые оборудовали и пустили в ход механическую колхозную мельницу и открыли Дом социалистической культуры с библиотекой, комнатами для кружковой работы, кино и радио.

Индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция, реконструируя хозяйство    страны,   одновременно   перестраивали  и  сознание. Замечательно,   например,   что  субботники,   едва   возникнув,   становятся   не   просто   дополнительными   рабочими днями,  средства от которых  поступают в  фонд страны. От других рабочих дней субботники отличаются праздничностью настроения, особой трудовой воодушевленностыо, В тех же случаях, когда субботники проводились в дни религиозных праздников, они были и средством атеистического воспитания. Так, в башкирском колхозе «Победа» (Аргаяшский р-н) в 1931 г. в дни религиозного праздника ураза-байрам состоялся субботник по обмолоту хлеба. Рабочие Комаровского рудника на Урале воскресный день пасхи этого же года  провели в  штурме  забоя.  Дневная программа по добыче руды была выполнена ими на 171%, программа    по    вскрытию    пустых    пород — на    253%. По-ударному  работал  в  день  рождества   1932  г.  колхоз «Большевик»   (Рославльский  р-н,   Западной   обл.).   Днем ударной работы  было объявлено  «крещение»  в  коммуне «Сознание»  (Шумячский р-н Западной обл.). В этот день коммуна выполнила льнозаготовки на 113%.

Подробнее...
 
Новые праздники и обряды как выражение социальных и нравственных принципов советского образа жизни

В 50—60-х годах общественностью нашей страны был вновь поставлен вопрос о новых гражданских праздниках и обрядах. Дело в том, что их развитие в силу объективных причин (главным образом из-за Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.) было прервано.

В ходе прошедших дискуссий' по вопросам создания новой гражданской обрядности выяснилось, что ее социально-этическая функция шире антирелигиозной, что гражданская обрядность выступает как важное средство коммунистического воспитания, внося достойный вклад в формирование нового человека, утверждая ценности советского образа жизни и являясь элементом социалистической культуры. Это был существенный шаг вперед по   сравнению  с   пониманием   вопроса   в   20-х   годах.

Такое отношение к обрядности возникло не случайно. Оно было обусловлено коренными переменами в области экономики, социальных и национальных отношений, в сфере материального благосостояния, культуры, быта, духовной зрелости советских людей. Произошел новый качественный скачок в создании материально-технической базы коммунизма, в повышении уровня жизни народа. Повысились эффективность производства и производительность труда, существенно изменился и характер труда.

Одновременно шло дальнейшее развитие коллективистских принципов в жизни социалистического общества. Потребность и привычка жить в коллективе, решать с ним насущные жизненные проблемы, уважение к коллективу — важнейшие черты духовного и морального облика советских людей. Сбываются слова К. Маркса: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» 2.

В ходе строительства социалистического общества закаляются дружба и братство народов нашей страны. Глубокий интернационализм, крепнущая день ото дня дружба народов СССР — закономерный результат процесса интернационализации общественной жизни, дальнейшего сближения и расцвета социальной и духовной жизни наций и народностей, населяющих Советский Союз, глубокого взаимопроникновения' и взаимовлияния национальных культур. Господство идеологии интернационализма и дружбы в общественном сознании народов СССР тесно связано с формированием новой исторической общности людей — советского народа. Нелишне вспомнить, что основы образования единого союзного Советского государства были закреплены еще Конституцией СССР 1924 г. Рост единства многонационального Советского государства отразила Конституция СССР 1936 г. Она законодательно закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений. В год 60-летия Великого Октября Верховный Совет СССР, выражая единую волю всего народа, принял Новую Советскую Конституцию — Основной Закон первого в мире общенародного социалистического государства. В ознаменование этого события Верховный Совет СССР постановил объявить день 7 октября всенародным праздником — Днем Конституции СССР, Духом гуманизма и заботой о человеке пронизана каждая   строка   Новой   Советской   Конституции,   которая закрепила растущее сближение всех классов и социальных групп, всех наций и народностей и образование исторически новой социальной и интернациональной общности людей — советского народа.

Подробнее...
 
Советские трудовые праздники и их гуманизм

В социалистическом обществе труд на благо людей — священный принцип жизни каждого человека, важнейший общественный долг. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение   материальных   и   духовных   потребностей   людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, социалистическое государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Разнообразие профессий в промышленном и сельскохозяйственном производстве, интернациональный характер труда способствовали появлению общенародных «отраслевых» трудовых праздников, таких, как День железнодорожника, День строителя, День шахтера, День работников леса, День советского кино и многих других. Наряду с ними в каждой области, в каждом регионе, на любом производственном объединении бытуют свои локальные варианты трудовых праздников, конкретно отражающие достижения данного производства, специфику его работы, чествующие определенный коллектив илиехч) наиболее уважаемых работников. Как показывают исследования советских социологов, среди мотивов трудовой деятельности для советского человека на первом месте стоит интерес к труду, который приносит моральное удовлетворение. Так, этносоцио-логические исследования Института этнографии АН СССР, осуществленные в разных союзных республиках в 70-е годы, показали, что, несмотря на различия в профессиональных ориентациях разных народов, престиж трудовой деятельности повсюду чрезвычайно высок. Отвечая на вопрос анкеты указанного исследования: «Что важно для того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным, счастливым?» — большинство опрошенных жителей РСФСР, Грузии, Молдавии, Эстонии и Узбекистана поставили интересную работу на одно из первых мест. Трудовые коллективы играют важную роль в политической, экономической и общественной жизни страны. Большую роль в жизни трудового коллектива, его воспитательном воздействии на людей призваны играть производственно-трудовые праздники и церемониалы. Во многих трудовых праздниках столь тесно переплетены общественные задачи с производственными и личными интересами, что классификация этих праздников по какому-либо одному признаку представляется затруднительной. В самом деле, можем ли мы отделять такие события личной биографии человека, как посвящение в хлеборобы или чествование трудовых династий, от жизни всего производственного коллектива? Конечно, нет. Представляется удачной классификация трудовых праздников, предлагаемая Е. Н. Климовым. Он выделяет четыре типа трудовых праздников:                 

Подробнее...
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 145 - 156 из 851

Реклама




 
Популярные статьи

 


.