Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Праздники и обряды СССР
Обычаи и праздники нанайцев и ульчей

 

Два близкородственных народа, живущие в приамурской тайге, нанайцы и ульчи, называют себя одинаково — «нани». В переводе это слово означает «местные жители». Предки нанайцев и ульчей пришли на Дальний Восток в далекой древности, около 5 тыс. лет назад. В наши дни нанайцев насчитывается почти 12 тыс. человек, ульчей немногим более 3 тыс. Каждый мужчина в нанайских и ульчских селениях — опытный следопыт, искусный охотник. Именно нанайцем, или, как говорили в старину, гольдом, был знаменитый Дерсу Узала.

 

Праздник новорожденных

Для обитателей приамурской тайги рождение ребенка всегда было праздником. А если женщина рожала двойню, то радость буквально не знала границ. Особенно торжественно отмечали это событие ульчи. На протяжении многих столетий у них существовал культ близнецов — «адау». Ульчи были уверены, что близнецов послали роду таежные и водяные духи. Все жители стойбища должны были соблюдать строгие правила поведения, чтобы не принести вреда малышам. Ребятишек укладывали в специальную берестяную колыбель, наполненную мягкими, шелковистыми стружками черемухи. Эти стружки, как показали современные исследования, обладали бактерицидными свойствами. Чтобы уберечь детей от «злых духов», разводили небольшие костры, на которых жгли ветки и листья багульника. Согласно народной медицине ульчей и нанайцев, дым от сжигания багульника тоже имел лечебные свойства.

На протяжении всей своей жизни близнецы считались «священными людьми». Предполагалось, что один из них — таежный человек — обладает магической властью над «звериным царством», а другой — водяной человек — пользуется особым покровительством духов реки.

 

Панцирь для невесты

Национальную одежду нанайцев непременно украшают полоски и канты из цветной ткани, медные подвески, ракушки каури. Подлинным произведением искусства является свадебный халат невесты. На спине его сплошь покрывает орнамент, состоящий из соприкасающихся друг с другом крупных полукружий. Он символизирует рыбью чешую. Рыбья чешуя — панцирь, защищающий девушку от злых духов, что нередко норовят напасть исподтишка. В последние десятилетия свадебные нанайские халаты шьют, как правило, из шелка, но еще в начале XX в. их изготавливали из рыбьей кожи. «Панцирь» в этом случае тоже был из кожи лосося. Полукружья окрашивали в священный синий цвет и прикрепляли на одежду в технике аппликации.

 

«Омя-мони» — «дерево души»

Если на спине свадебного халата изображали рыбью чешую, то спереди на нем вышивали «омя-мони», волшебное дерево, на котором вьют гнезда маленькие птички «омя-гаса». Каждая такая птичка, считали нанайцы, — душа еще не родившегося ребенка. «Омя-гаса» живут вначале на «омя-мони» — «дереве души», а затем вселяются в женщин, и через положенный срок на свет появляются дети.'Каждый нанайский род выбирал в тайге дерево и объявлял его своим «омя-мони». «Дерево души» тщательно оберегали, приносили ему жертвы. «До тех пор, пока живет наше «омя-мони», в его ветвях гнездятся птички «омя-гаса», и наш род увеличивается год от года», — говорили в старину жители нанайских селений.

 

Что такое доха?

«Что за странный вопрос? — удивится читатель. — Доха — одно из названий шубы». Однако, помимо «шубы-дохи», существует еще одна «доха». Так издавна называют ульчи и нанайцы объединение нескольких родов. Те, кто входил в «доха», делились охотничьей добычей, вместе отмечали праздники. По всей вероятности, «доха» возникли в далекой древности, когда человек осознал, что нужно помогать не только кровным родственникам, но и всем, кто живет по соседству. Обучая подростков законам тайги, родители непременно знакомили их с важнейшим принципом традиционного общества охотников Амура: «жить дружно, как родные братья».

 

«Мастер фехтования»

Воспитанию детей в нанайских и ульчских семьях уделялось большое внимание. Фактически уже с трех лет мальчик помогал отцу, девочка — матери. С восьмилетнего возраста мальчишек постоянно брали на охоту или рыбалку. В тайге их прежде всего обучали «искусству выживания»: учили строить шалаш, заготавливать дрова, разжигать костер, варить пищу. Затем наступал черед овладения секретами промысла. Мальчики делали ловушки, настораживали капканы и самострелы. В 14—15 лет все подростки имели собственное огнестрельное оружие и охотились самостоятельно либо в составе промысловых бригад наравне с взрослыми мужчинами. Для того чтобы будущие рыболовы и зверобои росли сильными, ловкими, смелыми, у нанайцев и ульчей были специальные игры. Самая популярная из них — фехтование на палках, «думэчи». Вот как описывает эту старинную игру этнограф Ю. А. Сем. Два мальчика брали специально изготовленные фехтовальные палки. Они могли быть длинными (тогда их держали за середину) или короткими (в этом случае палку держали за один из концов). Мальчишки поочередно наносили друг другу удары и парировали их. Зрители громкими криками подбадривали бойцов. Победившим считался тот, кто нанес больше неотраженных ударов. Ему присваивалось звание «думэчису» — «мастера фехтования».

 

Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»

 
Обычаи и праздники ительменов
 

Ительмены — один из самых малочисленных народов России. Их всего 1500 человек. Живут они на полуострове Камчатка. В официальных документах их называют ительменами, но сами себя они предпочитают называть камчадалами. Как и их предки, нынешние ительмены продолжают ловить рыбу, охотиться в море на моржа и нерпу, собирать ягоды, грибы и растения. У русских они научились сажать картошку, разводить коров и лошадей.

 

Алхалалалай

Так называется этот праздник. Это не столько название, сколько приветственный возглас, который сопровождает все, что происходит во время праздника. Его смысл — это благодарность природе, это просьба о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью—кто бы он ни был: охотник, земледелец, собиратель, золотоискатель. К празднику обязательно надо поймать нерпу. Это важное в быту ительменов животное: мясо идет в пищу, нерпичий жир считается лечебным, его используют как лекарство от многих болезней. Из него же делают приправы к разным национальным кушаньям. Из шкуры нерпы шьют промысловую непромокаемую одежду и делают разные необходимые в быту вещи: коврики, обувь, ремешки, а главное, поплавки, столь необходимые в морском хозяйстве.

В старину в число праздничных обрядов входило протаскивание березы через отверстие в крыше жилища. Находящиеся внутри старались дерево втащить, а те, кто стоял снаружи, крепко его держали и не давали это сделать. Это было своего рода соревнование двух команд, и, кто бы ни победил, все кончалось весельем. Через крышу современного дома в поселке ничего протащить нельзя, поэтому обряд с березой выглядит иначе. Две женщины держат в руках березовые ветви, соединенные верхушками. Каждый участник праздника должен пройти под этой аркой — это обряд очищения от всего плохого, что было совершено в уходящем году.

 

Давай дружить

Интересный обычай описал у ительменов Г. Стеллер. Если какому-то человеку нравился другой человек, то он мог предложить ему свою дружбу, рассчитывая на то же самое с его стороны. Идея дружбы — оказывать друг другу помощь и поддержку. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, предварительно удалив свою % семью. Хозяин готовил огромное количество еды и протапливал жилье с помощью раскаленных в очаге камней настолько сильно, что и гость и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. Гость ел, потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, от них поднимался пар и становилось еще жарче. Это было испытание, которое гость должен был выдержать, что удавалось не всем. И тогда хозяин отбирал у гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых тот приехал. Потом открывал дверь своего жилища, давал ему возможность прийти в себя и дарил в обмен старую, поношенную одежду, плохих, слабосильных собак и разбитые нарты. Это было испытание нового друга, проверка его на жадность. Многое зависело от того, как новый друг поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время гость и хозяин менялись ролями: тот, кто был хозяином, шел в гости к тому, кто был гостем. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и безотказно помогали друг другу. Так дружили ительмены триста лет назад.

 

Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 45 - 50 из 50

Реклама




 
Популярные статьи

 


.