Организация праздников в Воронеже
Организация праздников в Воронеже
Главная О Нас Услуги Обратная связь

Праздники и обряды СССР
Обычаи и праздники башкир


Башкиры живут в южной части Урала. Край необычайно богат зверями, птицами, речной рыбой. Недра гор Урала славятся своими самоцветами, особенно яшмой. Первое упоминание о башкирах в письменных источниках относится к середине IX в. Сами себя башкиры называют «башкоот». По наиболее распространенному толкованию, слово состоит из двух частей: общетюркского «баш» — «голова, главный» и «корт» — «волк». Башкиры известны как замечательные земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды. С X в. в Башкортостан проникает ислам.

 

Магические обряды

Чтобы отпугнуть злые силы, которые, как считалось, напускали болезни, на колыбель ребенка прикрепляли обереги: ягоды рябины, стрелы, кольца, камни из священных мест, волчьи и медвежьи зубы и когти, барсучьи когти. От сглаза запястье ребенка перевязывали красными нитками или мазали лоб мякотью рябины. Многие народы мира считают красный цвет цветом жизни, возрождения.

Универсальным обережным средством считался огонь, причем такой, который был добыт с помощью трения. Верили: пока горит такой огонь в очаге, болезни обойдут этот дом стороной. Дымом от такого священного огня окуривали домашних животных.

 

Вороний праздник (Каргатуй, или Карга буткасы)

«Воронья каша» — именно так переводят с башкирского языка на русский название праздника ученые. Праздник проводился в марте. Считается, что он был посвящен весеннему пробуждению природы. К празднику велась самая активная подготовка. Предварительно собиралась пшеница.

Было принято, чтобы пшеницу размалывали на ручных жерновах молодые невестки. Каша варилась на молоке, в больших казанах. Тщательно следили, чтобы она, как никогда, была вкусной. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья красивыми лоскутками, бусами, серебряными подвесками или монетами. На деревья также вешали шали и платки. Ветки деревьев часто украшали разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Было принято под украшенными деревьями расстилать паласы, а в центре их — яркие тканые скатерти. На них раскладывалось праздничное угощение: сметана, творог, вкусный хлеб, масло (масло было нескольких видов: сливочное, топленое, масло с вишней, масло из пахты). Сама трапеза проходила очень торжественно, чинно, не торопясь. Кашу ели деревянными ложками, тщательно обмакивая полную ложку с кашей в масло. После того как поедят сами, начиналось угощение птиц. При этом к ним обращались примерно с такими словами: «Угощайтесь! На будущий год еще накормим!» После праздничного угощения проводились спортивные состязания: перетягивание полотентца или каната, борьба, бег, прыжки. Праздник Каргатуй (Карга буткасы) замечателен во всех отношениях: в нем древние мотивы, воспевающие природу и культ птиц, сочетаются с играми соревновательного характера,с песнями, плясками и танцами. На таком празднике оказывали уважение искусным плясуньям и исполнительницам песен, сопровождавшим пляски. Праздник Каргатуй является душой башкирского народа, отражением его древнего происхождения, самобытности, таланта.

 

 

Летний праздник (Джиин)

Джиин — общественный праздник нескольких деревень. Как правило, он устраивается в летнее время. Джиин также известен своими спортивными соревнованиями, родственными встречами, играми и развлечениями. Во всех этих праздниках, особенно в их спортивной части, обязательно принимали участие дети, подростки, молодежь.

 

Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»

 
Обычаи и праздники калмыков

 

Калмыки единственный народ в европейской части России, говорящий на одном из монгольских языков. Живут они в Республике Калмыкия и соседних областях, их численность — около 200 тыс. человек. Предки калмыков — западные монголы. До конца XVI в. они жили в степях Центральной Азии, разводили скот, кочевали вместе со скотом в поисках хороших пастбищ. В начале XVII в. калмыки обратились к русскому царю с просьбой разрешить им поселиться в России и получили во владение земли в нижнем течении Волги. Калмыки — отличные наездники и воины.

 

 

Огни Нового года

Зула — это праздник Нового года. Обычно его отмечали в конце декабря, в зимний солнцеворот (22 декабря), начиная с которого день становился длиннее. В основе своей это древний народный праздник, но так как калмыки уже шесть веков исповедуют буддизм, то его отмечали и в буддийских храмах. «Зула» переводится с калмыцкого как «лампада», «светильник», «огонь». В этот день разжигали костры.

 

Чем сильнее был огонь, тем лучше: считалось, что это возвращает солнцу его магическую силу и что с этого дня оно будет греть все лучше и сильнее. А в храмах в эти дни тоже жгли лампады и по тому, как горел огонь, гадали, будет ли удачным следующий год. А потом обходили храм кругом по солнцу, держа в руках священные книги, иконы с изображениями буддийских божеств, а на жертвенном столе, вынесенном из храма во двор, оставляли свои дары — молочные продукты и сладости.

 

Пришла весна — отмечай Цаган cap

Цаган cap — это первый месяц весны. С калмыцкого языка название праздника переводится как Белый месяц. Все поздравляют друг друга с концом холодной и голодной зимы и наступлением весны. В это время готовятся к перекочевке на весенние пастбища, после того как у скота появится приплод. Отмечали его в первое весеннее полнолуние в каждой кочевой кибитке, в каждом доме. Младшие ходили в гости к старшим, угощали друг друга едой. Поздравляющий вставал на правое колено и прикасался сложенными ладонями ко лбу. Главным событием праздника было ожидание рассвета. В XVIII—XIX вв. все ожидавшие зарю собирались во дворе буддийского храма и с первыми лучами солнца совершали общую молитву, приносили жертву — мясо и молочные продукты, а потом обходили храм по часовой стрелке. Праздник соединил в себе народные и буддийские черты.

 

Праздник единства земли и воды (Урюс)

Главный праздник лета отмечали в день полнолуния первого летнего месяца по народному календарю. Это был праздник большого жертвоприношения духам земли и воды с целью выпросить у них хорошую траву на пастбищах, чтобы скот мог вдоволь подкормиться, а потом иметь здоровое, многочисленное потомство. Если все это будет обеспечено, то семьи скотоводов будут жить богато, будет много еды, дети вырастут здоровыми, а значит, будет много свадеб и веселья. Для выполнения этой важной задачи совершали такие обряды: собирали весь имеющийся скот возле кибитки их владельца и тот брызгал на их головы молоко и первый кумыс начавшегося лета.

 

Джангар и Джангариада

В 1990 г. Калмыкия отметила 550-летие со времени создания героической эпопеи «Джангар». Ее главный герой — Джангар, борец за свободу и независимость своих соотечественников, побеждающий вместе со своими друзьями богатырями всех врагов своего народа. Он ищет страну всеобщего счастья и благоденствия Бумба — место, где нет войн и все счастливы, — и находит ее для своих подданных. Юбилей эпоса был отмечен как праздник, включивший в себя театрализованную постановку на сюжеты эпоса и спортивные состязания в национальных видах спорта на стадионе. Праздник назвали Джангариадой. С тех пор Калмыкия отмечает его ежегодно. День его проведения — второе воскресенье сентября.

 

 

 

Как калмыцкая молодежь уважает своих стариков

Старость и свойственную ей мудрость в калмыцком народе уважали всегда. Веками складывался свод нравственных правил, в котором отношение младших к старшим было одним из основных. Эти правила передавались устно от отца к сыну, от сына к внукам, а те, когда вырастали, обучали своих детей. Вот некоторые из этих правил. Если в кибитку, а сейчас — в современный дом входит пожилой человек, молодые люди обязаны поддерживать его с обеих сторон под правую и левую руки и открыть перед ним дверь.

Если кто-то из старших в семье собирался в дорогу, юноши должны помочь ему упаковать вещи в дорожную сумку, оседлать коня, помочь сесть на коня. Когда старшие разговаривают, младшие не должны их перебивать. А во время застолья по случаю свадьбы или любому другому поводу пить вино, водку и иные крепкие напитки в присутствии взрослых молодежи не разрешалось вообще.

 

Праздник тюльпанов

Где? В Голландии? Нет, в Калмыкии! Это самый молодой калмыцкий праздник. Его придумал Кирсан Илюмжинов вскоре после того, как в 1993 г. его избрали первым президентом республики. Впрочем, придумать его было не так уж трудно. Почему? Да потому, что в апреле вся Калмыкия покрывается разноцветным ковром тюльпанов — белых, красных, желтых, желто-красных и еще каких-то пестреньких, цвет которых даже трудно определить. Отмечают его во второе воскресенье апреля. Земля еще черная, недавно сошел снег, еще почти нигде нет зелени, и только головки маленьких степных тюльпанов выглядывают повсюду. В этот день всюду гуляет молодежь, школьники. Во всех концертных залах идут выступления танцевальных ансамблей. Самый популярный и всеми любимый ансамбль «Тюльпан» существует уже несколько десятков лет. Это он объездил весь мир и открыл всем красоту калмыцкого танца.

 

Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 23 - 44 из 50

Реклама




 
Популярные статьи

 


.